Главная | Обучающие материалы | Для студентов | Общая психопатология | Глава №6. Расстройства памяти и интеллекта

Общая психопатология

Память

Память — процесс фиксации (запечатлевания), сохранения и воспроизведения информации



Выделяют два основных вида памяти:

  • рабочая (и близкое ей понятие кратковременной памяти);
  • долговременная.

Рабочая память — память, включающая процессы кратковременного удержания перерабатываемой в ходе выполнения того или иного действия информации, которая необходима только для достижения цели данного действия. Например, когда мы выполняем в уме какое-либо сложное арифметическое действие, то осуществляем его по частям, при этом удерживая в уме промежуточные результаты до тех пор, пока имеем с ними дело (например, сложите в уме 236 и 95).

Рабочая память обеспечивает временное хранение и обработку информации, которая необходима для решения любых познавательных задач, что обусловливает связь объема рабочей памяти с широким спектром различных навыков, а также с процессами когнитивного развития и возникновения когнитивных расстройств (расстройства чтения и счета, синдром дефицита внимания и гиперактивности, дислексии и т.д.). По данным некоторых исследований рабочая память может обусловливать успешность обучения в школе даже в большей степени, чем показатели интеллекта (IQ). Во время обучения учащимся часто приходится полагаться на рабочую память, чтобы выполнять различные задания от запоминания инструкций преподавателя в отношении любых, даже простых, задач до хранения и обработки информации и отслеживания прогресса при решении трудных, многоэтапных заданий. Поэтому рабочую память рассматривают в качестве узкого места, «бутылочного горлышка» обучения. Так как обучение является длительным процессом, развивающимся во времени, характеристики рабочей памяти могут оказывать влияние на отдаленные результаты обучения. При этом есть достаточно убедительные данные, свидетельствующие о том, что емкость рабочей памяти может быть увеличена за счет тренировок и что такие тренинги могут оказывать положительное влияние как на развитие интеллекта, так и, в какой-то степени, на успешность учебы и работы.

В настоящее время существует множество коммерческих и некоммерческих компьютерных тренингов рабочей памяти, в том числе в виде приложений для мобильных устройств. Не все они имеют научно подтвержденную эффективность. Наиболее убедительные данные существуют для тренингов на основе n-обратного теста (n-back task).

Близко к понятию рабочей памяти понятие кратковременной памяти, т.е. памяти с ограниченным временем хранения информации (до 30 с) и количеством удерживаемых элементов. Необходимым условием перевода информации в кратковременную память является направленность на эту информацию внимания субъекта (в том случае, когда говорят про рабочую память, это необязательно, поэтому понятие рабочей памяти шире, чем кратковременной). Основной механизм удержания информации в кратковременной памяти — ее повторение (когда мы ищем ручку, чтобы записать продиктованный нам номер телефона, мы стараемся повторять этот номер вслух или про себя, чтобы не забыть). Посредством укрупнения единиц информации, находящихся в кратковременной памяти, мы можем увеличить количество удерживаемого материала (если разложить семизначный телефонный номер на 2–3 числа, то удержать его в памяти проще, чем последовательность из 7 отдельных цифр).

Запоминание

В долговременную память может проникнуть и надолго отложиться лишь то, что когда-то было в рабочей памяти, при этом, если объем рабочей памяти ограничен небольшим числом элементов, то в долговременную память можно перевести гораздо больше информации, что достигается путем повторения и/или осмысления материала, который надо запомнить. Соответственно, можно выделить два основных типа запоминания.

Механическое запоминание. Запоминание путем многократного повторения без осознания логических связей между различными частями воспринимаемого материала. Например, запоминание сложных терминов, названий, исторических дат, стихов и пр.

Осмысленное (логическое) запоминание. Основано на понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала. Подобное запоминание всегда связано с процессами мышления, оно позволяет запомнить большие объемы материала, связать их со знаниями, усвоенными прежде, и облегчить использование запоминаемой информации в сложных, нестандартных ситуациях, где также требуется использование процессов мышления для решения задач.

Традиционно осмысленное запоминание рассматривают как некий высший, «лучший» тип усвоения информации. Однако такая оценка верна не для всех случаев. В экстренных ситуациях, например, у врача, оказывающего неотложную помощь умирающему больному, нет времени воспроизводить ход своих логических рассуждений для того, чтобы вспомнить необходимую информацию. Кроме того, сами эмоции в подобных ситуациях не дают возможности последовательно и логически рассуждать (см. аффект), зато в этих ситуациях легко доступны твердо заученная, «автоматизированная» информация и навыки.

Группа студентов-медиков 5 курса летом отдыхает на берегу озера. Неожиданно рядом начинает тонуть девушка. Ее достают из воды без сознания и самостоятельного дыхания. Студенты оказываются не в состоянии оказать первую помощь, спорят между собой, с чего нужно начать. Вокруг собирается толпа, в которой также есть врачи, одна из женщин даже принесла фонендоскоп и начинает выслушивать сердце, но девушке от этого легче не становится. Неожиданно инициативу решительно берет на себя один мужчина, который быстро очищает дыхательные пути, делает непрямой массаж сердца и искусственное дыхание. На глазах у собравшихся девушка начинает дышать, розовеет, затем приходит в сознание. Окружающие спрашивают у спасителя о том, где он научился оказывать помощь утопающим, предполагают, что он врач или фельдшер скорой помощи. Однако оказывается, что он простой рабочий, а знания связаны с тем, что много лет во время занятий по гражданской обороне он сидел в кабинете, в котором висели плакаты с наглядным изображением этапов оказания первой помощи, в том числе при утоплении. К сожалению, знания врачей и студентов-медиков оказались хоть и более глубокими, но чрезмерно абстрактными для такой неотложной ситуации, и это чуть было не стоило человеку жизни.



Кроме того, хорошо механически заученная информация может сохраняться в памяти более прочно (см. закон Рибо — в старческом возрасте, угасание памяти происходит таким образом, что недавние события легко забываются, зато в памяти актуализируются следы прочно запомненного в молодые годы, например стихи, которые были выучены в школе более 60 лет назад).

Также предполагается, что в связи с развитием информационных технологий, повсеместным распространением компьютеров и электронных справочных систем (к примеру, хотя бы электронных записных книжек в мобильных телефонах) навыки механического запоминания без должной тренировки постепенно утрачиваются, что делает людей не только несамостоятельными и зависимыми от компьютеров, но и негативно сказывается на всех их познавательных способностях, ограничивая возможности к решению мыслительных задач и, как считается, приводя к более быстрому ухудшению функционирования памяти и интеллекта в старости.

Наиболее эффективный способ запоминания, обеспечивающий синтез осмысленного и механического подходов, — запоминание через практику. При практическом использовании знаний есть возможность понять, увидеть наглядно значение всех аспектов изучаемых процессов, а также их неоднократно повторить [см., например, работы E.Dale, изобразившего так называемый конус Дайла (Dale’s cone of experience), на основе которого сформулирован принцип «пирамиды обучения»].



Чтобы увидеть комментарии Вы должны зарегистрироваться

Календарь событий