World Psychiatry (на русском) | Том 11, выпуск 2
Том 11, выпуск 2
ISSN 2075–1761 Русская версия журнала ВПА «Всемирная психиатрия» издается как приложение к журналу «Психиатрия и психофармакотерапия» им. П.Б. Ганнушкина Рег. номер ПИ №ФС 77-43441 от 30 декабря 2010 года. Перевод на русский язык организован Советом молодых ученых Российского общества психиатров. Главный редактор русской версии – П.В.Морозов
От редакции
Концепция «Я» и шизофрения: некоторые открытые вопросыMario Maj
Читать | Скачать PDF
Точка зрения
Ядерный Гештальт шизофренииJosef Parnas
Читать | Скачать PDF
Перспектива
Эффект плацебо: научные факты в противоречии с этическими аспектами и уязвимостью пациентаFabrizio Benedetti
Читать | Скачать PDF
Прогнозирование уровня функциональной нетрудоспособности у больных шизофренией: когнитивный дефицит, функциональные способности, симптомы и общесоматическое состояние
Philip D. Harvey, Martin Strassnig
Читать | Скачать PDF | Абстракт
Нетрудоспособность при шизофрении – распространенное явление, рефрактерное к современной медикаментозной терапии. Несостоятельность больных шизофренией в обыденной жизни является причиной огромных непрямых экономических потерь, которые могут превышать
прямые затраты, связанные с купированием психотической симптоматики, не менее, чем в три раза. В связи с этим, лечебные мероприятия,
направленные на устранение нетрудоспособности, крайне актуальны. Чтобы эффективно лечить нетрудоспособность, в первую очередь, нужно
выделить и обозначить ее причины. По всей видимости, этих причин множество и они частично друг с другом перекрываются. Данная статья
посвящена обзору литературы по прогнозу нетрудоспособности при шизофрении. Мы считаем, что когнитивное функционирование, ограничение функциональных способностей, определенные клинические симптомы, а также различные социальные и внешние факторы непосредственно друг с другом связаны. Более того, мы предполагаем, что изменения общесоматического состояния, как недавно показано, является весьма
распространенным явлением при тяжелом психическом заболевании, и также может вносить вклад в развитие нетрудоспособности независимо
от других, хорошо изученных причин. Мы полагаем, что, помимо мероприятий, которые нацелены на улучшение когнитивных функций, тренинг навыков и социальную поддержку, при прогнозировании реального уровня функционирования и объема терапевтических вмешательств,
направленных на устранение нетрудоспособности, нужно также учитывать изменения общесоматического состояния пациентов.
Проблемные статьи
Классификация расстройств приема пищи: обзор доказательных данных и предложения для МКБ-11Rudolf Uher, Michael Rutter
Читать | Скачать PDF | Абстракт
Существующая классификация расстройств приема пищи не справляется со своими задачами. Она игнорирует непрерывный характер болезненных проявлений, которые начинаются в детстве и продолжаются в подростковом и зрелом возрасте. При использовании существующей
классификации часто приходиться прибегать к смене диагноза, чтобы «подогнать» его под естественное течение заболевания. Классификация
оторвана от клинической практики, из-за чего исследователи вынуждены вносить в диагнозы несистематические изменения. Классификация
расстройств приема пищи в МКБ-11 требует значительной модификации. Авторами проведен обзор возрастных и кросс-культуральных различий в течении и клинических проявлениях расстройств приема пищи. Выдвинуты следующие предположения: а) расстройства приема пищи
нужно сгруппировать и выделить категории, которые были бы применимы к разным возрастным группам; б) диагностические рамки нервной
анорексии нужно расширить следующим образом: удалить критерий аменореи, включить в весовой критерий любую значимую потерю веса,
расширить когнитивный критерий, чтобы допустить оценку возрастных симптомов и симптомов со значимым культуральным подтекстом; в)
показатель тяжести «опасно низкая масса тела» должен применяться к тяжелым случаям нервной анорексии с неблагоприятным прогнозом;
г) нервная булимия должна включать субъективное компульсивное переедание; д) компульсивное переедание нужно выделить как отдельную
категорию, которая бы определялась наличием объективных или субъективных приступов переедания и отсутствием регулярного компенсаторного поведения; е) расстройство избирательного питания (рестриктивное расстройство приема пищи) должно относиться к избирательному питанию у детей и взрослых в отсутствии психопатологических симптомов, связанных с фигурой или массой тела; ж) должен применяться
универсальный временной критерий, равный четырем неделям.
Позитивное психическое здоровье: возможны ли кросс-культуральные определения?
George E. Vaillant
Читать | Скачать PDF | Абстракт
В данной статье содержится обзор семи различных эмпирических моделей психического здоровья: психическое здоровье как состояние выше
нормы, характеризующееся суммой баллов более 80 по шкале Глобальной Оценки Функционирования для DSM-IV (Global Assessment of Functioning;
GAF); психическое здоровье как наличие совокупности сильных сторон личности, а не отсутствие слабостей; психическое здоровье как
зрелость; психическое здоровье как примат позитивных эмоций; психическое здоровье как высокий социо-эмоциональный интеллект; психическое здоровье как субъективное ощущение благополучия; психическое здоровье как психологическая устойчивость (resilience). Предложены
меры предосторожности при исследовании психического здоровья, такие как необходимость давать определение психическому здоровью в
терминах, которые были бы точны и всеобъемлющи с точки зрения культурных особенностей, а также необходимость эмпирической и лонгитьюдной валидизации критериев психического здоровья.
Комментарии к статье "Позитивное психическое здоровье: возможны ли кросс-культуральные определения?"
Читать | Скачать PDF | Абстракт
- Позитивное психическое здоровье: исследовательская повестка дня Alan Carr
- Кросс-культуральный взгляд на позитивное психическое здоровье с точки зрения теории самоопределения Kennon M. Sheldon
- Клиническая роль психологического благополучия Giovanni A. Fava
- Развитие здоровой личности и благополучие C. Robert Cloninger
- Что есть здоровье и что значит «позитивное»? Решение МКФ Michael Linden
- Субъективное позитивное благополучие Per Bech
- Проблемы в определении позитивного психического здоровья Hasse Karlsson
- Позитивное психическое здоровье: предостережение Dan J. Stein
Исследования
Качественные отличия галлюцинаторных феноменов в клинической и неклинической популяцияхGiovanni Stanghellini, Álvaro I. Langer, Alessandra Ambrosini, Adolfo J. Cangas
Читать | Скачать PDF | Абстракт
Авторы исследовали две группы участников – клиническую, состоящую из пациентов с шизофренией, и неклиническую, состоящую из студентов. Участники самостоятельно заполняли Расширенную шкалу галлюцинаций (RHS). Если участник давал положительный ответ на один
из пунктов шкалы, его просили дать развернутое описание своих переживаний (привести примеры). Описания, полученные в двух группах,
имели значительные отличия. В неклинической популяции нецелесообразно использовать опросники лишь с двумя вариантами ответов («да»
или «нет»). Не представляется возможным достоверно оценить галлюцинаторные и другие схожие явления, не имея точной характеристики,
то есть качественного феноменологического описания.
Клинические исходы и модерирующие факторы профилактического психологического вмешательства среди школьников, пострадавших во время военного конфликта на Шри-Ланке: кластерное рандомизированное исследование
Wietse A. Tol, Ivan H. Komproe, Mark J.D. Jordans, Anavarathan Vallipuram, Heather Sipsma, Sambasivamoorthy Sivayokan, Robert D. Macy, Joop T. de Jong
Читать | Скачать PDF | Абстракт
Целью настоящего исследования была оценка клинических исходов, модераторов и медиаторов профилактического психологического вмешательства, проводимого обученными добровольцами среди школьников, пострадавших от войны на севере Шри-Ланки. Проведено кластерное рандомизированное исследование. Был проведен скрининг 1370 детей, случайным образом отобранных в школах. 399 детей были отобраны либо в лечебную группу (n=199) либо в контрольную группу ожидающих лечения (n=200). Вмешательство состояло из 15 сеансов, которые
проводились в течение 5 недель. Сеансы включали когнитивно поведенческие методики и элементы креативного самовыражения. Оценка проводилась перед вмешательством, через 1 неделю и через 3 месяца. Основные клинические исходы (конечные точки исследования): посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), симптомы тревоги и симптомы депрессии. Не было обнаружено главного эффекта вмешательства в отношении основных клинических исходов. Главные эффект вмешательства наблюдался в отношении нарушений поведения. Этот
эффект был сильнее в младшей возрастной группе. Кроме того, были выделены положительные предикторы эффективности вмешательства в
отдельных подгруппах. Наиболее выраженный эффект наблюдался у мальчиков в отношении симптомов ПТСР и тревоги, и у детей младшего
возраста в отношении просоциального поведения. Более выраженный эффект в отношении ПТСР, тревоги и нарушения функционирования
был выявлен у детей с более слабым воздействием актуальных военных стрессоров. У девочек в лечебной группе наблюдалась меньшая редукция симптомов ПТСР, чем в контрольной группе. Мы считает, что профилактическое психологическое вмешательство в школах в нестабильных регионах с военными действиями может положительно повлиять на психическое благополучие у некоторых детей. В то же время, у других детей такое вмешательство может замедлить процесс естественного восстановления. Роль пола, возраста и военных стрессоров в дифференцированном эффекте профилактической психологической терапии требует дополнительного изучения в будущих исследованиях.
Взаимопомощь у лиц с тяжелыми психическими расстройствами: обзор литературы и практики
Larry Davidson, Chyrell Bellamy, Kimberly Guy, Rebecca Miller
Читать | Скачать PDF | Абстракт
Взаимопомощь или «поддержка равных» (peer support), возникшая в 90-ые годы прошлого века как часть движения потребителей психиатрических услуг, в настоящее время во многом рассматривается как результат недавних преобразований в области общественной психиатрии. На
самом деле она уходит корнями в далекое прошлое, так как была введена в практику еще в конце 18 века во Франции, в эпоху «морального
лечения», Пуссеном и Пинелем. В дальнейшем, на протяжении всей истории психиатрии, к ней периодически возвращались. В настоящее
время движение поддержки равных стремительно расширяется в ряде стран и, как следствие, стало предметом многих исследований. Есть данные, говорящие о том, что персонал, принятый из числа бывших пациентов и работающий в сфере традиционной психиатрии, способен более
эффективно вовлекать больных в процесс лечения, способствовать снижению использования пунктов экстренной медицинской помощи и
больниц, а также уменьшению употребления психоактивных веществ у лиц с сопутствующими болезнями зависимости. В своей деятельности
эти работники используют собственный положительный опыт лечения, моделирование ролей, традиционную поддержку. Также было обнаружено, что они могут усилить у клиентов надежду, чувство, что можно контролировать и изменить свою жизнь; повысить самоконтроль, ощутить принадлежность к обществу и удовлетворение от различных сфер жизни; снизить глубину депрессивного и психотического состояний.
Опыт организации амбулаторной психиатрической службы в зоне Австралазии и южной части Тихого океана
Peter McGeorge
Читать | Скачать PDF | Абстракт
Данная статья резюмирует результаты деятельности рабочей группы ВПА по разработке пошагового руководства, изучению препятствий и
ошибок в рамках внедрения амбулаторной психиатрической помощи на территории Австралазии. Представлены описание психиатрической
службы региона, обсуждение национальной политики, программ и практических планов по их реализации и оценку достигнутых результатов.
Последствия ядерной катастрофы на Фукусиме в 2011 году для психического здоровья: являются ли внуки жертв атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки более уязвимыми?
Menachem Ben-Ezra, Yuval Palgi, Yechiel Soffer, Amit Shrira
Читать | Скачать PDF
Доля преступлений, обусловленных психическими расстройствами, в Нидерландах
David J. Vinkers, Edwin de Beurs, Marko Barendregt, Thomas Rinne, Hans W. Hoek
Читать | Скачать PDF
Существует ли разница между программой обучения и тем, как она реализуется на практике? Мнения европейских врачей-стажеров
Martina Rojnic Kuzman1, Domenico Giacco2, Meinou Simmons, Philippe Wuyts, Nikolaus Bausch-Becker, Guillaume Favre, Alexander Nawka
Читать | Скачать PDF
Вклад ВПА в разработку главы, посвященной психическим расстройствам, в МКБ-11
Читать | Скачать PDF