Новости
Оценка качества психиатрической помощи в России врачами и пациентами
Весной 2016 года Российским обществом психиатров (РОП) был проведен онлайн опрос "Оценка качества психиатрической помощи в Российской Федерации". Ниже публикуем его основные результаты.
Результаты опроса с диаграммами на слайдах (pdf)
Опрос одновременно был адресован специалистам, оказывающим психиатрическую помощь, и «потребителям» помощи – пациентам и их родным. Все респонденты получили ссылку на анкету с одинаковыми вопросами. Анкета была размещена на сайте РОП, сайте Neuroleptic.ru, форуме «Шизофрения и Я», врачебной социальной сети "ВрачиРФ", разослана по почтовой рассылке РОП и ОООИ «Новые возможности»
Сходный по содержанию опрос проводился на сайте РОП в 2011 году.
Участниками опроса 2016 года стали 727 респондентов. Из них 2/3 - специалисты, работающие в службе психиатрической помощи, 1/3 - "потребители" этой помощи.
Средняя оценка качества помощи специалистами равнялась 3,01 балла по пятибалльной шкале (удовлетворительно). При этом более 1/4 специалистов, оказывающих психиатрическую помощь, считают её плохой или очень плохой! Средняя оценка в опросе 2011 года составляла 3,04 балла.
Средняя оценка качества помощи «потребителями» составила 2,4 балла. Более половины «потребителей» не удовлетворены качеством помощи (считают её плохой или очень плохой).
По мнению специалистов в РФ наиболее качественна стационарная помощь (средний балл 3,2), несколько хуже – амбулаторная служба (средний балл 3,0), наихудшая социальная помощь и реабилитация (средний балл 2,3).
По мнению «потребителей» в РФ наиболее качественна амбулаторная помощь (ср.балл 2,6), хуже – стационарная помощь (ср.балл 2,3), наихудшие оценки у социальной помощи и реабилитации (ср.б. 1,7). В комментариях к опросу многие пользователи отметили, что социальной помощи и реабилитации в их регионах практически полностью не существует.
Также «потребители» в целом оценивали доступность государственной психиатрической помощи значительно хуже, чем специалисты (ср.балл 2,5 vs. 3,3). Большинство (3/4) и специалистов, и потребителей высказались против сокращения числа стационарных коек.
Среди факторов негативно влияющих на качество психиатрической помощи и специалисты, и потребители в первую очередь выделили финансирование службы государством. При этом пользователи службы по сравнению со специалистами значимо хуже оценивали морально-нравственные качества работников психиатрической службы и систему профессиональной подготовки, а также более пессимистично смотрели в отношении оценки значимости современных научных достижений и новых лекарств.
Лишь 5% потребителей и 13% специалистов указали, что не считают необходимым реформы в психиатрической службе. При этом большинство (60%) потребителей считают, что служба нуждается в кардинальных реформах, а 30% - в частичном реформировании. Среди специалистов, наоборот, 60% считают, что необходимы частичные реформы и 25% - кардинальные.
В отношении изменений, которые произошли за последние 5 лет, мнения специалистов и потребителей также разошлись. Среди потребителей большая часть респондентов отметили, что никаких изменений не произошло. Тогда, как мнения специалистов разделились: значимая доля специалистов отметила, что качество стало хуже, но немногим меньшее число респондентов указали, что качество стало лучше.
Вложения:
Результаты_опроса_о_качестве_помощи.pdf (1,381.21 kb.)
Программа Кемерово.pdf (160.76 kb.)
организация психиатрической помощи (89) качество психиатрической помощи (5) диагностика (57) опрос (19) девиантное поведение (1) несовершеннолетние (3) пациентские организации (2) образовательные семинары (39) Коллоквиум (44)