Новости
О преподавании методологии науки
Открытое письмо руководителя отдела информатики и системных исследований Московского НИИ психиатрии - филиала ФГБУ "ФМИЦПН им. В.П.Сербского" д.м.н. Александра Викентьевича Немцова в адрес Председателя Правления РОП, касается вопросов преподавания методологии научных исследований.
Председателю Правления
Российского общества психиатров
профессору Н.Г.Незнанову
Глубокоуважаемый Николай Григорьевич!
Непосредственным поводом обращения к Вам явилось отсутствие в программе XVI съезда РОП интереса к давно назревшей проблеме качества научных публикаций в психиатрии.
Приходится признать, что низкая научная квалификация довольно широко распространена среди российских ученых в области психиатрии, о чем писалось неоднократно. Связано это с недостатками обучения методологии современной науки. В российской психиатрии нет понимания того, что прикладные клинические знания и научная методология – это разные области знания. Понятно, что научная работа в области клинической психиатрии невозможна без знания клиники. Это необходимое, но недостаточное знание для научной работы. Методология современной науки располагает большим набором универсальных правил проведения исследований, позволяющих сделать выводы доказательными. Это довольно большой корпус знаний, его освоение требует специальной подготовки. А без этого мы не получим доказательный продукт, и нет нужды тратить на такой продукт государственные средства.
Путь в российскую психиатрическую науку обычно проходит через ординатуру и аспирантуру. Поступив в аспирантуру, недавний ординатор с запасом клинических знаний получает научную тему и приступает к сбору материала, на ходу осваивая азы методологии научной работы. Узкий и несистематизированный набор таких знаний накапливается к окончанию аспирантуры, но вместе с этим и часто накапливается набор ошибок, заложенный в начале работы.
Представляется, что пора начать переводить психиатрическую науку в целом на доказательный уровень. Это можно сделать, посвятив первые два-три месяца аспирантуры освоению методологии. Однако для организации таких краткосрочных курсов потребуются не столько дополнительные средства, сколько специалисты-методологи, которых в стране недостаточно. Сначала необходимо подготовить таких специалистов, а для этого изыскать гранты или спонсорские средства. Может быть, пора образовать в структуре РОП орган по распространению методологических знаний в среде научных сотрудников. На крайний случай можно организовать систему самообразования и централизованную проверку методологической готовности соискателя. Сейчас уже есть несколько руководств, которые можно использовать при таком обучении. С той же целью можно создать специальные методические рекомендации.
Доктор мед. наук А.В.Немцов
Вложения:
Программа-Пятигорск.pdf (265.14 kb.)
школа (42) доказательная медицина (18) психиатрическая больница (10) история (7) методология (8) школа профессоров (1)