Главная | Новости | Кто из русский психиатров наиболее известен в мире?

Новости

Кто из русский психиатров наиболее известен в мире?


академик Николай Иванович Озерецкий

(1893-1955)

 

Несколько лет назад профессор П.В.Морозов, рассматривая возможность публикации в рамках специального проекта WPA антологии трудов русских психиатров на английском языке, проводил опрос среди членов Президиума Правления РОП о том, какие классические работы отечественных психиатров внесли наибольший вклад в развитие психиатрической мысли. По результатам опроса первые места заняли работы П.Б.Ганнушкина, А.В.Снежневскго, В.Х.Кандинского, С.Г.Жислина, В.А.Гиляровского, С.С.Корсакова, В.М.Бехтерева.

Николая Ивановича Озерецкого никто из респондентов не вспомнил.

Тогда как, если мерилом влияния на научную мысль считать количество упоминаний в научных статьях (может быть не самый однозначный метод, но в объективности ему не отказать), то картина получается совсем иной. Конечно, по количеству упоминаний российский психиатров в международных базах научной медицинской литературы Medline (Pubmed) и Scopus первое место занимает С.С.Корсаков с названным его именем синдромом (993 и 2303 документа, в которых упоминалась его фамилия, соответственно), однако второе место с большим отрывом от остальных представителей отечественной школы занимает Н.И.Озерецкий (221 и 998 упоминаний). Для сравнения: упоминаний фамилии В.М.Бехтерева 181 и 177, П.Б.Ганнушкина 21 и 19, А.В.Снежневского 6 и 5.

Николая Ивановича Озерецкого вспоминают в контексте его работ по психомоторному развитию детей. Разработанная им в 1923 году шкала в ряде модификаций широко применяется в научной и практической работе до настоящего времени: Lincoln-Oseretsky Motor Development Scale (1955), Bruininks-Oseretsky Test of Motor Proficiency (BOT, 1978), Bruininks-Oseretsky Test of Motor Proficiency Second Edition (BOT-2, 2005).

К сожалению, о том, что некий «Osertsky» является нашим соотечественником российские коллеги, похоже, иногда забывают и даже имя его пишут на английский манер (например, см. эту статью).

 

Биографическая справка:

Николай Иванович Озерецкий родился в 1893 году, в 1917-м окончил медицинский факультет Московского университета, в 1918–1921 гг. участвовал в гражданской войне в должности старшего врача санитарного поезда.

В мирные годы Н. И. Озерецкий глубоко исследует больных, преимущественно детей, с психоневрологической патологией. В 1923 г. он издает монографию "Моторная одаренность"; в 1932 г. вышла в свет следующая монография - "Трудновоспитуемые дети, имущественные правонарушения детей и подростков"; в 1934-м - "Психопатология детского возраста"; в 1935-м - "Невропатология детского возраста".

С 1929 года Николай Иванович возглавляет кафедру психопатологии детства Ленинградского педагогического института и исполняет обязанности консультанта института судебной психиатрии, с 1933-го руководит кафедрой детской психиатрии (с 1937-го-2-ая кафедра психиатрии) 1-го ЛМИ, с 1938 г. он - заместитель директора по научной работе названного мединститута. Звание профессора ему присвоено в 1935 году.

В годы Великой Отечественной Войны Николай Иванович проявил мужество, мудрость и фантастическую работоспособность. В условиях жестокой ленинградской блокады он организует систему защиты от голода и замерзания, от ежедневных обстрелов и бомбежек своих подопечных - больных, студентов и преподавателей. Ему же поручается руководство эвакуацией ленинградских медицинских вузов по "Дороге жизни" и дальше, чаще в прифронтовых условиях, до Пятигорска, Кисловодска, Нальчика, Орджоникидзе, по Военно-Грузинской дороге до Тбилиси, Баку, по Каспию до Красноводска и... до Красноярска. Прибывшие в Красноярск медвузы указом правительства объединили в один Красноярский мединститут (ныне КрасГМА), первым директором которого и был назначен Н.И. Озерецкий. Нужно иметь недюжинный талант организатора и титаническую работоспособность, чтобы организовать весь коллектив института и в кратчайший срок, в течение месяца, наладить материальную базу, решить кадровые проблемы теоретических и клинических кафедр и начать учебный процесс, но Николай Иванович с этим справился.

После снятия ленинградской блокады Николай Иванович возвращается в 1-й Ленинградский медицинский институт. Он возглавлял его с 1943 до 1949 года, одновременно заведует кафедрой психиатрии. В 1948 году он стал академиком академии медицинских наук СССР, был избран членом президиума АМН СССР, заместителем председателя правления Всесоюзного и председателем правления Ленинградского общества психиатров и невропатологов. За заслуги перед Родиной награждается орденом Трудового Красного Знамени и другими медалями.

Учебник психиатрии, подготовленный к изданию Н.И.Озерецким в соавторстве с О.В. Кербиковым, Е.А.Поповым и А.В.Снежневским, был издан уже после смерти Николая Ивановича в 1958 году и не одно десятилетие оставался настольной книгой многих психиатров. Н.И.Озерецким опубликованы 75 работ, в том числе 4 монографии и 3 руководства по детской психопатологии, судебно-психиатрической экспертизе несовершеннолетних и общей психиатрии. Им предложены метод и метрическая шкала для исследования моторики детей и подростков; разработаны дифференциально-диагностические критерии судебно-психиатрической оценки психического состояния детей и подростков при энцефалитах различной этиологии, эпилепсии, шизофрении, неврозах и психопатиях. Ряд его исследований посвящен проблеме лечения и воспитания больных неврозами в этих возрастных группах, а также изучению нарушений психики при алиментарной дистрофии и сосудистых заболеваниях.

Такие его ученики, как Б.А.Лебедев, А.Е.Личко, М.М.Кабанов, Ф.И.Случевский, Р.А.Харитонов, С.С.Либиx стали профессорами и докторами наук. Б.А.Лебедев в последующем представлял отечественную психиатрию в ВОЗ, более 20 лет заведовал кафедрой своего учителя, Ф.И Случевский много лет руководил кафедрой психиатрии Ленинградского санитарно-гигиенического института (академии им. Мечникова), М.М.Кабанов являлся директором Психоневрологического института им. В.М.Бехтерева, а А.Е.Личко был его заместителем по научной работе, С.С.Либих заведовал кафедрой сексологии Ленинградского ГИДУВа (МАПО). 

 

Воспоминания М.М. Кабанова о Н.И.Озерецком из юбилейного сборника к 110-летию кафедры психиатрии ПСПбГМУ им. И.П.Павлова (2010 год):

В Первый Ленинградский медицинский институт им. академика И.П. Павлова (1-й ЛМИ) я поступил в сентябре 1943 года. Шла Великая Отечественная война, продолжалась блокада города. Институт был тогда единственным функционирующим высшим учебным заведением в Ленинграде. Первое впечатление от психиатрии я получил уже на 3-м курсе, когда стал досрочно посещать лекции профессора Николая Ивановича Озерецкого — заведующего кафедрой психиатрии и одновременно директора института. Также Николай Иванович был незадолго до этого избран действительным членом Академии медицинских наук СССР — будучи одним из ее основателей. Считаю его своим первым учителем, привившим мне интерес к науке о душевных болезнях, которой я посвятил всю мою многолетнюю трудовую деятельность.

Профессор Озерецкий был ярким, самобытным человеком, блестяще эрудированным не только в вопросах медицины, но и во многих других областях человековедения, различных научных проблемах, а также в области искусства, включая глубокие познания литературы (чего стоили пространные вкрапления в его лекции фрагментов творчества Ф.М. Достоевского, например анализ личности Ставрогина в романе «Бесы» или главного персонажа повести «Двойник»). Николаю Ивановичу был присущ талант прекрасного педагога, я бы сказал, не лишенного ораторских и даже артистических черт. Его лекции часто походили на театр одного актера в высоком смысле этого понятия. Недаром на его блестящие лекции для студентов, аспирантов, молодых врачей нередко приходили преподаватели других кафедр (далеких от психиатрии), заинтересованные не только излагаемым лекционным материалом, но и формой его изложения. Клинические разборы больных также пользовались большой популярностью из-за умения вести диалог с пациентом, искусно добиваясь от него нередко скрываемых переживаний и многого другого в пестром ансамбле психических расстройств. Еще в довоенные годы научная деятельность профессора Н.И. Озерецкого приобрела широкую известность в профессиональных кругах, особенно в детской психиатрии. В частности, тест изучения моторики у детей получил международное признание и был назван его именем. Тест Озерецкого позднее в нашей стране был подвергнут жестокой критике во времена борьбы с педологией и «тестоманией» (вторая половина 30-х годов), и, можно сказать, эта кампания была предшественницей дальнейших, уже послевоенных вмешательств правящих идеологов в различные сферы науки и искусства.

Личный авторитет в научных кругах, а также умение Николая Ивановича применить свои дипломатические способности со склонностью к компромиссам помогли ему избежать нежелательных последствий (например, ему вменяли в вину увлечение Э. Кречмером, тестированием). Вспомним судьбу выдающегося ботаника Н.И. Вавилова или режиссера В.Э. Мейерхольда, ряда крупных московских психиатров, генетиков. Для всех нас (молодых и немолодых ученых) он стал примером, достойным подражания, и мы старались ему следовать. Неожиданная кончина академика Озерецкого (март 1955 г.) для всех, кто его знал и с ним работал, стала тяжелым потрясением. Жаль, что в наши дни довольно редко вспоминается имя этого большого ученого, врача, педагога. Николай Иванович Озерецкий был прост в обращении и умел воспитывать людей, близких ему по духовному складу и мировоззрению.   

 



Вложения:

Слайд16.PNG (66.01 kb.)

Тэги:

школа (42) история психиатрии (22) психология (20) психические состояния (3) Н.И.Озерецкий (1)


Чтобы увидеть комментарии Вы должны зарегистрироваться как специалист