Положение о комиссии по вопросам профессиональной этики
О положении
1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Комиссия по вопросам профессиональной этики в составе Правления РОП (далее Комиссия) создана на основании решения Съезда.
1.2. Комиссия является постоянно действующим независимым рабочим органом Правления РОП, созданным в целях:
- контроля за соблюдением специалистами профессиональных этических норм при оказании ими различных видов психиатрической (в т.ч. наркологической, психотерапевтической) помощи и экспертизы;
- рассмотрения ситуаций, связанных с неэтичным поведением коллег, под которым понимается нарушение морально-этических норм и правил поведения, предусмотренных Кодексом профессиональной этики психиатра, Кодексом врачебной этики, декларациями о стандартах профессиональной этики Всемирной Психиатрической Ассоциации, других международных медицинских сообществ и принятия в необходимых случаях мер по прекращению такого поведения;
- координации деятельности этических комиссий, избранных региональными подразделениями РОП, а также этических комиссий, избранных объединениями региональных организаций РОП в федеральных округах;
- популяризации среди членов РОП этических принципов профессиональной деятельности.
1.3. Комиссия не является юридическим лицом.
1.4. Комиссия в своей деятельности руководствуется законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом РОП, а также настоящим Положением.
2. ЗАДАЧИ КОМИССИИ
2.1. Основными задачами Комиссии являются:
- содействие достижению цели Кодекса профессиональной этики психиатра — соблюдению этических правил профессионального поведения и взаимоотношений, укреплению нравственности и гуманизма среди сотрудников учреждений психиатрического (в т.ч. наркологического, психотерапевтического) профиля, вне зависимости от организационно-правовой формы и членства в РОП, для достойного выполнения ими своего врачебного долга и консолидации психиатрического сообщества;
- защита пациентов, иных лиц, обратившихся за психиатрической помощью, от неэтичного поведения сотрудников учреждений психиатрического профиля или частнопрактикующих психиатров, наркологов, психотерапевтов, от проявлений стигматизации и дискриминации в средствах массовой информации, со стороны должностных лиц и общества в целом;
- внедрение этических принципов обеспечения объективности и доказательности диагностического процесса;
- защита членов РОП от посягательств на их профессиональную честь и достоинство, необоснованных этических обвинений, безнравственных действий со стороны коллег, граждан, должностных лиц или представителей средств массовой информации;
- рассмотрение официальных обращений, сведений в публикациях средств массовой информации, писем, заявлений, жалоб и претензий пациентов, их представителей, членов РОП, сотрудников медицинских учреждений, иных граждан, связанных с нарушениями специалистами психиатрического профиля норм профессиональной этики и медицинской деонтологии, а также связанных с клеветой, унижением, оскорблением, подрывом деловой репутации членов РОП;
- проведение в необходимых случаях этической экспертизы поведения специалистов психиатрического профиля, участвующих в оказании тех или иных видов психиатрической помощи, применяющих диагностические, лечебные, реабилитационные, исследовательские, обучающие, тренинговые или информационные методы и технологии, публикующих материалы в научных, учебных или популярных изданиях, защищающих диссертации, дающих рекламу, выступающих в средствах массовой информации — независимо от статуса их членства в РОП;
- действия по профилактике и разрешению конфликтных ситуаций, возникающих в этических аспектах профессиональной, научной или педагогической деятельности специалистов психиатрического профиля, оказание помощи участникам конфликта в поиске компромиссных или принципиальных решений, посредничества в урегулировании возникших противоречий или в пресечении неэтичного поведения;
- рассмотрение освещаемых в средствах массовой информации морально-этических проблем, связанных с профессиональной или научной деятельностью специалистов и учреждений психиатрического профиля;
- разрешение этических вопросов, возникающих при взаимодействии специалистов психиатрического профиля или пациентов с фармацевтическими компаниями и их представителями;
- выявление и решение этических проблем, возникающих в процессе реформирования психиатрической и наркологической помощи;
- участие в этико-деонтологическом образовании специалистов, просвещении пациентов и общественности по этическим аспектам охраны психического здоровья;
- консультативная помощь членам РОП по проблемным вопросам профессиональной этики;
- развитие связей и контактов с этическими комиссиями других медицинских общественных организаций, зарубежных и международных психиатрических ассоциаций;
- подготовка предложений Съезду по внесению изменений и дополнений в Кодекс профессиональной этики психиатра и по совершенствованию Устава РОП с позиции профессиональной этики.
3. СТРУКТУРА КОМИССИИ
3.1. Численный и персональный состав Комиссии утверждается на Пленуме Правления РОП. Пленум Правления РОП в дальнейшем утверждает дополнительное введение в состав Комиссии председателей комиссий по вопросам профессиональной этики, создаваемых объединениями региональных подразделений РОП в федеральных округах.
3.2. Срок полномочий членов Комиссии по этике, как и других учреждённых Правлением Общества комиссий, определяется Съездом РОП. Полномочия члена Комиссии или всей Комиссии могут быть пролонгированы неограниченное число раз.
3.3. Основанием для вывода члена из состава Комиссии Правлением РОП являются:
- заявленное членом Комиссии собственное желание, или
- обращение регионального подразделения РОП, принятое при голосовании большинством его членов, или
- ходатайство Комиссии, за которое проголосовало большинство её членов;
- прекращение полномочий действующей Комиссии и избрание нового её состава.
3.4. Для работы по конкретной жалобе Комиссия может привлекать (при их согласии на это) авторитетных членов РОП в качестве экспертов с правом совещательного голоса, а также представителей других профессий в качестве консультантов.
3.5. Все члены Комиссии работают на паритетных началах и на безвозмездной основе.
3.6. Решение текущих вопросов и оперативное управление деятельностью Комиссии осуществляет её председатель.
4. ПОРЯДОК РАБОТЫ КОМИССИИ, ЕЁ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
4.1. Комиссия вправе самостоятельно инициировать рассмотрение вопросов, относящихся к сфере её деятельности, и принимать соответствующие решения.
4.2. Комиссия рассматривает заявления и жалобы граждан и юридических лиц в случаях, если:
- они касаются члена Правления РОП, или
- в соответствующем федеральном округе, либо в региональном подразделении РОП не создана комиссия по вопросам профессиональной этики, правомочная рассмотреть данный вопрос, или
- обжалуется решение этической комиссии, избранной региональным подразделением РОП, либо избранной объединением организаций РОП в федеральном округе, или
- рассмотрение дела в силу иных обстоятельств ей поручает Пленум Правления, либо председатель РОП.
4.3. Комиссия не рассматривает:
- дела, связанные с нарушением сотрудниками психиатрических учреждений федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации;
- вопросы, относящиеся к компетенции иных комиссий Правления РОП, за исключением случаев, требующих совместного с какой-либо комиссией рассмотрения;
- заявления, жалобы, критические рецензии, научные споры, в которых не содержится признаков того, что конфликт сторон находится в области этики;
- вопросы взаимных финансовых претензий;
- вопросы в обращении заявителя, если они Комиссией уже рассматривались и в очередном своём обращении заявитель не приводит новые доводы или обстоятельства;
- в случае, если данный вопрос уже рассмотрен (или рассматривается) в суде;
- анонимные заявления.
4.4. Заявления в Комиссию от граждан и юридических лиц подаются на имя председателя РОП и, согласно его резолюции, после регистрации в Правлении передаются председателю Комиссии. Получив заявление о нарушении норм профессиональной этики, председатель Комиссии извещает об этом специалиста или учреждение, в отношении которого подано заявление, а также членов Комиссии и затем организует работу Комиссии по проверке и рассмотрению поступивших заявлений и жалоб.
4.5. Комиссия, а также каждая из сторон конфликта имеют право на один мотивированный отвод любого члена Комиссии от участия в рассмотрении вопроса в случае, если член Комиссии является заявителем обращения, или поступившая претензия касается лично его, или он иным образом может быть заинтересован в исходе дела. Член Комиссии имеет право самостоятельно отказаться от участия в рассмотрении дела, изложив председателю Комиссии мотивы своего отказа. Отвод или самоотвод должен быть заявлен до начала рассмотрения дела по существу.
4.6. Поступившие в Комиссию заявления и жалобы должны быть рассмотрены в срок не позднее 1 месяца с момента их регистрации. При рассмотрении особо сложных случаев (требующих истребование различных документов от сторон и т.д.) вопрос может быть рассмотрен в течение 3 месяцев.
4.7. Председатель Комиссии, или её член, готовящий к рассмотрению соответствующий вопрос, вправе требовать от заинтересованных сторон объяснения по существу жалоб или заявлений, предоставление иных документов и сведений, если он сочтёт это нужным для всестороннего изучения обстоятельств.
4.8. Комиссия вправе запрашивать через Правление РОП необходимую информацию и иные материалы, в том числе копии (а в необходимых случаях и подлинники) документов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, территориальных подразделений органов исполнительной власти, организаций и медицинских учреждений.
4.9. Комиссия обязана приглашать на свои заседания заявителей обращений, их полномочных представителей, привлекать к рассмотрению возникающих вопросов представителей медицинских организаций и учреждений, если это необходимо для уточнения информации и (или) урегулирования конфликтной ситуации. В случаях, когда заявитель обращения или иной участник конфликта проживает в другой местности, Комиссия вправе предложить заинтересованным сторонам участие в своём заседании посредством видео- или аудиоконференции, для содействия в организации которой она может обратиться к председателю этической комиссии федерального или регионального подразделения РОП, либо к члену Правления РОП, работающему в данном регионе.
4.10. Комиссия заблаговременно, с учётом расстояний, но не менее чем за 7 дней извещает всех заинтересованных и приглашённых лиц о дате, времени и месте своего заседания по рассмотрению соответствующих вопросов с правом присутствия на этом заседании.
4.11. Комиссия вправе своим решением прекратить рассмотрение дела, если:
- стороны достигли соглашения о прекращении разбирательства и письменно отозвали свои заявления (жалобы);
- заявитель, будучи уведомлённым о рассмотрении дела, дважды не явился на заседания Комиссии, а рассмотреть вопрос в его отсутствии Комиссия считает невозможным.
4.12. Неявка на заседание Комиссии без уважительных причин заявителя или лица, в отношении которого подано заявление, не является препятствием для рассмотрения материалов и для принятия решения.
4.13. Неявка, отказ или уклонение от участия в заседании Комиссии члена РОП без уважительных причин считается проявлением неуважения к Обществу, серьёзным нарушением Кодекса профессиональной этики психиатра и основанием для наложения на него Правлением Общества взыскания в соответствии с п. 4.8. Устава РОП.
4.14. Заседания Комиссии могут быть закрытыми, но только при условии, если об этом просит заявитель обращения и с этим согласится Комиссия, либо в случае, когда открытое обсуждение заведомо повлечёт нарушение врачебной тайны.
4.15. На заседании Комиссия заслушивает доклад члена Комиссии, которому поручалась проверка, доводы заинтересованных сторон и пояснения приглашённых лиц. Затем члены Комиссии уединяются в совещательной комнате и путём голосования, которое может быть открытым или тайным, принимают решение. Допускается электронное голосование, если заседание Комиссии осуществляется посредством видео- или аудиоконференции. Решение Комиссии правомочно, если за него проголосовало более половины членов, принимающих участие в заседании. При равенстве голосов голос председателя Комиссии является решающим. Принятое Комиссией решение оформляется в форме постановления, которое подписывается председателем Комиссии и секретарём заседания.
4.16. Члены Комиссии обязаны сохранять тайну голосования, соблюдать конфиденциальность при рассмотрении заявлений и жалоб и не вправе разглашать информацию личного характера, ставшую им известной в процессе работы.
4.17. Постановление Комиссии в течение 7 суток с момента принятия решения по согласованию с участвующими в деле сторонами либо им вручается, либо направляется заказным письмом или в виде PDF документа по электронной почте.
4.18. Решение Комиссии может быть обжаловано в Президиум Правления РОП.
4.19. Признав, что в действиях членов РОП или иных специалистов психиатрического профиля имело место нарушение норм профессиональной этики, Комиссия имеет право:
- предложить участникам конфликта пути его разрешения, способные их примирить;
- дать участнику (участникам) конфликта конкретные предписания по прекращению неэтичного поведения, выполнение которых членами РОП является обязательным;
- направить соответствующей организации предложения по улучшению её работы;
- направить копию решения Комиссии и аргументированное предложение администрации учреждения, осуществляющего психиатрическую помощь, руководителю или главному психиатру территориального органа здравоохранения для принятия соответствующих мер в пределах их компетенции;
- представить Правлению РОП свои рекомендации о принятии предусмотренных Уставом РОП мер по прекращению неэтичного поведения члена Общества, вплоть до ходатайства об исключении его из членов Общества, с информированием об этом соответствующей аттестационной (лицензионной) комиссии;
- представить Правлению РОП предложения по мерам защиты и поддержки членов РОП, пострадавших от неэтичного поведения или от необоснованных этических обвинений.
4.20. На сайте РОП и в профессиональных журналах Комиссия освещает свою деятельность, публикует материалы по актуальным проблемам профессиональной этики и деонтологии, организует обсуждения членами РОП дискуссионных этических вопросов.
4.21. Получив одобрение председателя РОП, Комиссия вправе публиковать итоги рассмотрения конфликтных ситуаций в печатных изданиях и на сайте РОП, соблюдая при этом врачебную тайну и законные интересы пациентов. Имена и поступки специалистов, грубо нарушивших Кодекс профессиональной этики психиатра, могут при этом предаваться публичной огласке.
4.22. Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости. Согласование текстов документов организационного, информационного, методического и отчётного характера, принятие решений по текущим организационным вопросам может осуществляться членами Комиссии посредством переписки по электронной почте.
4.23. Комиссия периодически обобщает рассмотренные материалы и информирует об этом Съезд, Правление и председателя РОП.
4.24. Делопроизводство, связанное с работой Комиссии, ведётся в Правлении РОП.
5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
5.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента его утверждения на Пленуме Правления РОП.
5.2. Комиссия анализирует предложения по изменениям и дополнениям настоящего Положения, поступающие от членов РОП в письмах или через сайт Общества, при необходимости вырабатывает, помимо того, собственные предложения, а затем представляет их на Пленуме Правления или Съезду РОП.
5.3. Любые изменения или дополнения настоящего Положения относятся к компетенции Пленума Правления или Съезда РОП.
5.4. Покрытие финансовых расходов Комиссии осуществляется в порядке, установленном Правлением РОП за счет его денежных средств.