Новости
Информационный дайджест от НМП

ПРАВИТЕЛЬСТВО/ГД/СФ
Что предложили на заседании Совета по нацпроектам у президента. Главное для здравоохранения
Члены правительства на совещании с участием президента оценили первые результаты новых нацпроектов. Главе государство было доложено об успехах и сложностях в их реализации. В пятницу президент России Владимир Путин провел заседание Совета по стратегическому развитию и нацпроектам. Оценивались первые результаты новых национальных программ, следует из стенограммы, опубликованной на сайте Кремля.
Михаил Мишустин: финансы и планы
Первым слово было предоставлено премьер-министру Михаилу Мишустину. Он рассказал о старте в 2025 году 19 новых нацпроектов – важных инструментов, направленных на достижение национальных целей развития до 2030 года и на перспективу с целью повышения качества жизни граждан и укреплению экономики.
На финансирование нацпроектов на шестилетнем горизонте предусмотрено свыше 53 трлн руб., большая часть (40 трлн) – из федерального бюджета. Кассовое исполнение опережает утвержденный график: в 2025 году уже выделено свыше 2,3 трлн руб., это почти 40% от годового объема финансирования, отметил Мишустин.
Премьер остановился подробно на нацпроекте «Семья», сообщив, что за четыре месяца текущего года было проведено более 26 тыс. полных циклов ЭКО.
А в рамках нацпроекта «Продолжительная и активная жизнь» более 170 тыс. людей старшего возраста и с ограничениями по здоровью уже охвачены системой долговременного ухода.
«Возводим также современную инфраструктуру первичного звена здравоохранения, в том числе в сельских отдаленных территориях откроется дополнительно еще 4 тыс. отделений медицинской помощи. Для тех, кто нуждается в постоянном уходе, будет введено в эксплуатацию не менее 55 стационарных объектов организаций социального обслуживания», – рассказал Мишустин.
Сергей Собянин: координация и синхронизация
Мэр Москвы Сергей Собянин, как председатель комиссии Госсовета по государственному и муниципальному управлению, призвал ускорить прохождение в Госдуме, принятого в мае в первом чтении правительственного законопроекта о внесении изменений в Бюджетный кодекс. Документ должен закрепить постулат, что объемы софинансирования мероприятий нацпроектов доводятся до регионов не позднее августа предшествующего года. Это позволит субъектам координировать свои бюджеты с расходами на нацпроекты и более эффективно решать поставленные задачи.
«То есть объемы финансирования мероприятий нацпроектов на 2026 год уже довести до регионов в августе этого года. Министерство финансов таким образом и работает, по факту уже работает, и я думаю, что это вполне возможно сделать», – уверен Собянин.
Он также считает, что нацпроекты следует координировать со Стратегией пространственного развития РФ до 2030 года, принятой недавно правительством. Эту работу следует завершить до конца года.
Кроме того, Собянин напомнил, что подготовлены показатели и подведены оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов. «Тоже достаточно сложные документы. Мы провели целый ряд совещаний в Администрации президента, с правительством. Все эти вопросы решены», – сказал он.
В начале 2025 года правительство прописало KPI по здравоохранению для губернаторов — конкретные показатели, по которым будет оцениваться эффективность работы глав субъектов. Главный из них — рост ожидаемой продолжительности жизни, подразумевающий кратное увеличение объема услуг по реабилитации, резкое снижение заболеваемости ВИЧ и туберкулезом, рост приверженности здоровому образу жизни (ЗОЖ). По мнению экспертов, влияние глав регионов на отрасль крайне ограничено, а завышенные требования могут привести к фальсификации медицинской статистики, выяснил «МВ».
Михаил Кузнецов: ВОП придет на помощь
Глава исполкома «Народного фронта» Михаил Кузнецов рассказал президенту, что сфера здравоохранения воспринимается населением в первую очередь через состояние первичного звена. По его словам, важнейший вопрос, который беспокоит граждан – дефицит «узких» специалистов в поликлиниках. По данным опросов, 52% пациентов сталкивались с отсутствием необходимого врача или с невозможностью записаться на прием. Чаще всего это невролог, эндокринолог, кардиолог, оториноларинголог, отметил Кузнецов.
«Считаем, что существенный потенциал есть в развитии института врачей общей практики, особенно в сельской местности. Две трети опрошенных нами терапевтов готовы дообучаться и совмещать отдельные функции «узких» специалистов. Пациенты с простыми вопросами будут оперативнее получать помощь и разгружать очередь», –заявил он.
Еще одним простым решением, на его взгляд, может стать расширение горизонта электронной записи на специализированную помощь с двух недель, как требуется сейчас, хотя бы до одного месяца.
Кузнецов добавил, что решение задачи народосбережения, поставленной нацпроектами, исключительно силами системы здравоохранения затруднительно – необходимо изменение отношения граждан к своему здоровью. «Вовлечение населения в заботу о собственном здоровье ведется неравномерно от субъекта к субъекту. В регионах, где системно реализуются здоровьесберегающие программы, ситуация в положительную сторону меняется значительно быстрее», – резюмировал он.
Татьяна Голикова: есть недоработки на местах
Его мысль продолжила вице-премьер Татьяна Голикова: тема сохранения здоровья делится на две части: здоровьесбережение и то, как человек относится к своему здоровью. «Но здесь мы тоже должны ему помочь и создать соответствующую благоприятную инфраструктуру, которая бы побуждала его обращаться не в учреждения здравоохранения. В медицинские организации, но не в классические учреждения здравоохранения. И для этого в рамках национального проекта «Продолжительная и активная жизнь» мы развиваем центры здоровья и профилактические кабинеты, для того чтобы люди, еще даже не страдающие какими-либо заболеваниями, могли оценить факторы риска для своего здоровья», –подчеркнула она.
Голикова привела данные, свидетельствующие о снижении потребления алкоголя и табака в России. Но, по ее словам, в том, что касается борьбы с сердечно-сосудистыми и онкозаболеваниями, есть недоработки на местах.
Кроме того, она скептически отнеслась к призыву Собянина скоординировать нацпроекты со Стратегией пространственного развития РФ. «Коллеги, не обижайтесь, пожалуйста, на меня, но это уже крик души. К сожалению, то, что представляется нам, не всегда соответствует тому, о чем сегодня говорил Сергей Семенович: стратегии пространственного развития, схемам территориального планирования, доступности медицинской помощи с точки зрения развития территориальной доступности, соответствующей дорожной сети и т.д. Я могу продолжать очень долго на эту тему говорить, но я завершаю», – сказала вице-премьер.
МИНЗДРАВ/ФОМС
Минздрав увеличит нагрузку на некоторых медсестер в отделениях неонатологии в четыре раза
Минздрав повысит нагрузку на младших медсестер, работающих в отделениях неонатологии, в четыре раза. Также обновлены стандарты оснащения и уточнены особенности оказания медицинской помощи новорожденным.
Минздрав обновил Порядок оказания помощи по профилю «неонатология». Изменились штатные нормативы для отделений этого профиля, уточнен порядок маршрутизации новорожденных в медорганизации разных уровней, а также особенности оказания помощи новорожденным (включая профилактику болевого синдрома, частоту осмотров и т.д.). Приказ (доступен на «МВ») вступит в силу 1 сентября 2025 года. В нем подчеркивается, что помощь по профилю «неонатология» оказывается на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов лечения.
Медицинская помощь по профилю «неонатология» оказывается доношенным новорожденным детям до достижения возраста 28 дней и недоношенным — до достижения фактического (постконцептуального) возраста 44 недель. После этого срока помощь по профилю может быть оказана по решению врачебной комиссии.
Изменились рекомендуемые штатные нормативы отделения новорожденных физиологического (ранее — отделения новорожденных):
младшая медицинская сестра (медицинский брат) по уходу: было 4,75 на 15 коек, стало 4,75 на 60 коек;
медицинская сестра (медицинский брат) для поддержки грудного вскармливания: было 1 на 30 коек (+ 0,5 должности на каждые 15 дополнительных коек), стало 1 на 15 коек (+0,5 должности на каждые 10 дополнительных коек);
медицинская сестра (медицинский брат) для проведения аудиоскрининга: было 4,75 в родильных домах на 80 коек и более, стало 1 на 20 коек;
медицинская сестра (медицинский брат) для обеспечения круглосуточной работы молочной комнаты: было 2, стало 4,75 должности;
вводится должность медицинской сестры (медицинского брата) для обеспечения круглосуточной работы родильного зала (операционной) в организациях мощностью более 5000 в год: 4,75 должности.
В стандарте оснащения отделений новорожденных физиологических уточнили требуемое количество различных аппаратов. Добавили новые аппараты для отделений на базе 2—3 уровня организаций: электрокардиограф многоканальный с набором неонатальных электродов, передвижной аппарат УЗИ.
Для отделений реанимации и интенсивной терапии (ОРИТ) новорожденных также изменили штатные нормативы:
врач-анестезиолог-реаниматолог: было 2 должности, стала 1 должность (врач-анестезиолог-реаниматолог/врач-неонатолог);
добавили врача функциональной диагностики (0,25 должности);
врач-невролог: было 0,25 на 6 коек, стало 0,25 должности;
медсестра процедурной, санитар и младшая медсестра по уходу за больными: было 4,75 на 6 коек, стало 4,75 должности;
из нормативов убрали медицинскую сестру-анестезиста, лаборанта и врача клинической лабораторной диагностики для работы в экспресс-лаборатории.
В стандарт оснащения ОРИТ добавили аппарат ИВЛ с возможностью вентиляции новорожденных от 500 г, дефибриллятор для детей, аппарат для лечебной гипотермии, консоль для эндовидеохирургии.
Изменения в штатных нормативах отделения патологии:
добавили врача-детского кардиолога и врача-детского хирурга;
медицинская сестра процедурной: было 1 должность на 10 коек, стало 1 должность на 15 коек;
убрали медицинскую сестру по массажу.
Уточнены действия неонатологов. Первый осмотр новорожденного осуществляется в родзале, второй — не позднее, чем через два часа, затем — раз в день, при ухудшении состояния — не реже, чем раз в шесть часов. О рождении недоношенных детей отделение неонатологии должно сразу проинформировать профильный дистанционный консультативный центр.
Новорожденным проводится вакцинация от гепатита, туберкулеза, из нововведений — профилактика геморрагической болезни новорожденных. Также появились конкретные сроки отоакустического скрининга. Для профилактики болевого синдрома рекомендуется минимизировать число инвазивных манипуляций и использовать обезболивание.
Указаны критерии направления новорожденных в организации первого, второго или третьего уровня. Сотрудники организаций первого и второго уровней должны ежегодно проходить симуляционные тренинги в перинатальном центре. Появился перечень критических врожденных пороков сердца, при которых новорожденного нужно переводить в реанимацию и рассматривать кардиохирургию. При этом следует минимизировать число перемещений новорожденных из одной организации в другую.
Если ребенок рожден вне медучреждения, его необходимо доставить в ближайшую медорганизацию, которая оказывает специализированную помощь по профилю «неонатология». Возможна доставка, в том числе в учреждения других регионов (этого пункта не было в предыдущей версии Порядка). При транспортировке врачи должны бороться с гипотермией (исключение — управляемая лечебная гипотермия) и проводить непрерывный мониторинг ЧСС, дыхания, уровня кислорода, температуры ребенка. Присутствовавшие при рождении ребенка медработники должны сообщить данные о нем в дистанционный консультативный центр. Осуществлять скорую помощь по профилю должны специализированные бригады. Для труднодоступных районов возможна отправка общепрофильной скоропомощной бригады.
Также в документе содержатся правила организации деятельности централизованного молочного блока медорганизации. Из перечня условий для оказания помощи по профилю «неонатология» исключили дневной стационар.
В 2024 году Российское общество акушеров-гинекологов оценило дефицит медработников в акушерстве и гинекологии в 11,5 тыс., писал «МВ». Потребность во врачах-неонатологах тогда оценивалась в 7027 человек. Дефицит в сфере связан с низкой зарплатой, высокой нагрузкой и отсутствием перспектив, отмечала заведующая кафедрой акушерства и гинекологии Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования Наталья Подзолкова.
Минздрав изменил штатные нормативы для поликлиник
Минздрав изменил рекомендуемые штатные нормативы для поликлиник. Планируется снизить нагрузку на хирургов, офтальмологов и некоторых других врачей, увеличить — на врачей общей практики
Минздрав обновил Положение об организации первичной медико-санитарной помощи взрослому населению. Приказ (доступен на «МВ») вступит в силу 1 сентября 2025 года.
Согласно документу, должность врача-онколога в поликлинике может занимать врач-специалист, прошедший подготовку по онкологии. Изменится и рекомендуемый норматив для таких врачей: одна должность на 500 человек диспансерных онкобольных вместо одной должности на 20 тыс. человек.
Рекомендуемая численность принятых на обслуживание граждан на участке врача общей практики (семейного врача) будет составлять 1500 взрослых, либо 1200 человек взрослых и детей. Раньше на участках врачей общей практики было 1200 взрослых, а на участках семейного врача — 1500 взрослых и детей.
Снизится нагрузка на хирургов, офтальмологов, травматологов-ортопедов, отоларингологов. Также теперь предусмотрена одна должность врача-психиатра на 25 тыс. взрослого городского или 40 тыс. сельского населения. Ранее была предусмотрена одна должность врача-психиатра-нарколога на 30 тыс. прикрепленного населения.
По старым нормативам, с хирургами, травматологами, эндокринологами работали по две медсестры, теперь — одна на врача.
В рекомендуемых штатных нормативах поликлиник появились новые специальности: медицинский психолог, врач-гериатр, врач-ревматолог, врач-диетолог, врач-клинический фармаколог. Также в нормативах появилиись рентгенлаборанты и акушерки.
Другие нововведения включают возможность оказания телемедицинской первичной помощи, дистанционное наблюдение за пациентами, возможность формирования отделения медико-социальной помощи (состоит из врача-терапевта, врача-гериатра, кабинета для оформления рецептов). Из задач поликлиники убрали пункт «организация дополнительной бесплатной помощи, в том числе необходимыми лекарственными средствами, отдельным категориям граждан».
Минздрав планирует сделать возможным прикрепление к поликлинике через портал госуслуг по всей стране. Заверять заявление нужно будет усиленной неквалифицированной электронной подписью. Возможность прикрепиться с помощью бумажного заявления сохранится.
https://medvestnik.ru/content/news/Minzdrav-izmenil-shtatnye-normativy-dlya-poliklinik.html
Минздрав запустит федеральный регистр пациентов
Минздрав России запустит федеральный регистр пациентов с отдельными заболеваниями, сведениями об исходах беременности и родов. Основной целью проекта заявлена оценка показателей заболеваемости и влияния деятельности медицинских организаций на изменение медико-демографических показателей и мониторинг льготного лекарственного обеспечения.
Минздрав с 1 марта 2026 года начнет вести федеральный регистр пациентов с отдельными неинфекционными заболеваниями, сведениями об исходах беременности и родов. Согласно Постановлению Правительства РФ № 822 от 31.05.2025 (доступно на «МВ») данные будут собираться в электронном виде.
Новая платформа станет частью Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения и предназначена для сбора данных о деятельности медорганизаций, влиянии показателей заболеваемости на изменение медико-демографических показателей, финансово-экономического планирования медицинской помощи и программ льготного лекобеспечения. Сейчас аналогичную статистику собирают с помощью форм федерального статистического наблюдения и частично из счетов на оплату медпомощи, а также баз, которые ведут страховые медицинские компании.
В регистр будут включаться сведения о пациентах по 12 группам диагнозов и состояний. Это злокачественные новообразования (коды МКБ C00-C96); новообразования in situ (D00-D09); сахарный диабет (E10-Е14); психические расстройства и расстройства поведения (F01, F03-F99); ишемическая болезнь сердца, в том числе с нарушением ритма и проводимости (I20-I24, I44-I49); наличие сердечных и сосудистых имплантов и трансплантатов (Z95.0); кардиомиопатия (I42); сердечная недостаточность (I50); острые нарушения мозгового кровообращения (I60-I66); болезни печени, включая алкогольную этиологию (К70-К76); беременность, роды и послеродовый период (О00-099); хроническая обструктивная болезнь легких (J44).
Поставщиками сведений могут выступать Минздрав, Фонд ОМС, Соцфонд, региональные министерства, медицинские и фармацевтические организации, а также оператор системы мониторинга движения лекарственных препаратов. Доступ к части информации о пациентах будет иметь МВД, а к обезличенной статистической информации — Росстат и Росздравнадзор.
Независимо от диагноза в регистре будет содержаться информация о способе выявления заболевания (при профосмотре, диспансеризации, обращении за медпомощью), сведения о постановке на диспансерное наблюдение и госпитализациях, включая их результат (выздоровление, без перемен, ухудшение, смерть) и исходах (выписан, переведен в другую медорганизацию, умер). В отношении онкологических больных регистр предполагает сбор полной картины о диагнозе, в том числе стадии, сроках проведения диагностических исследований, кратности и характере лечения, частоте вероятных рецидивов после хирургического лечения.
В отношении больных с психическими расстройствами и расстройствами поведения будет отмечаться факт наличия у пациента симптомов, которые могут быть причиной преступления, данные о применяемых препаратах, назначенных судом принудительных мерах медицинского характера, сведения о психосоциальной реабилитации.
При беременности ведомство начнет отслеживать число случаев применения вспомогательных репродуктивных технологий (сейчас централизованно статистику собирают только по случаям, которые оплачиваются через систему ОМС. — Прим. ред.), исходах беременности, наличии критических акушерских состояний, доле детей, родившихся с врожденными аномалиями, деформациями или хромосомными нарушениями.
В 2024 году в России была утверждена стратегия цифровизации сферы здравоохранения до 2030 года. Приоритетами названы: цифровая трансформация отрасли на основе отечественных информационно-коммуникационных технологий, импортозамещение в области «сквозных» цифровых технологий, построение общих информационных моделей, введение единых стандартов обмена информацией и создание «цифровых двойников» медицинских организаций и пациентов. В том, зачем это нужно, «МВ» разбирался здесь.
В то же время больше половины опрошенных врачей считают, что реальный уровень цифровизации здравоохранения не соответствует заявлениям властей и СМИ. Только половине врачей (50%) в работе существенно помогает цифровизация, следует из недавнего опроса. Каждый четвертый (25%) эту помощь незначительной, а каждому шестому (18%) нововведения только мешают. Около 7% врачей также заявили, что об информатизации они в основном «только слышат».
https://medvestnik.ru/content/news/Minzdrav-zapustit-federalnyi-registr-pacientov.html
РАЗНОЕ
Союз пациентов представил данные о нехватке «узких» специалистов в первичном звене
Больше половины пациентов с артериальной гипертензией и хронической болезнью почек сталкиваются с отсутствием нефролога в поликлинике, а 41% — с невозможностью попасть к кардиологу. Нехватка «узких» специалистов остается проблемой в амбулаторном звене, заявили эксперты Всероссийского союза пациентов.
Больше половины (53,9%) пациентов с хронической болезнью почек сообщили, что имели трудности при записи на прием к нефрологу, а 41% — сталкивались с невозможностью попасть к кардиологу. Такие данные получены в исследовании, проведенном Всероссийским союзом пациентов (ВСП) и Центром гуманитарных технологий и исследований «Социальная Механика» (копия есть у «МВ»).
В исследовании изучалось состояние здоровья пациентов с артериальной гипертензией и хронической болезнью почек, опыт терапии и проблем, с которыми они сталкивались. Мониторинг проводился методом анкетного опроса пациентов старше 18 лет с установленным диагнозом «артериальная гипертензия». Объем выборки — 530 респондентов из 69 субъектов РФ. Исследование проведено с 20 мая по 3 июня 2025 года.
Даже при наличии направлений записаться на прием в срок менее двух недель удается только половине опрошенных. С проблемой длительного ожидания записи к кардиологу столкнулось 52,8% респондентов. Об отсутствии необходимых специалистов в поликлинике сообщили около трети пациентов: 33,4% жаловались на отсутствие кардиолога, 25% — на отсутствие нефролога.
Дефицит специалистов в амбулаторном звене затрудняет лечение пациентов, особенно с тяжелыми формами заболеваний, заявил на пресс-конференции 4 июня сопредседатель ВСП Юрий Жулёв. «Мы видим достаточно грустную картинку: 30% с лишним жалуются на отсутствие доступности кардиолога и 25% на отсутствие нефролога. Более половины профильных пациентов не могут попасть к своему специалисту. Это особенно важно, когда мы затрагиваем тему хронических больных, где контакт с врачом первичен. Но эта проблема есть не только в этой сфере, она вообще характерна для нашего здравоохранения», — подчеркнул он.
В прошлом году россияне чаще всего платили за медицинские услуги из-за слишком долгого ожидания аналогичной помощи по ОМС или отсутствия бесплатной альтернативы. За медпомощь или обследования в последние 12 месяцев платили 57% опрошенных, писал «МВ». Основной причиной обращения к врачу платно было, как и в случае с диагностическими процедурами, было долгое ожидание приема (53%). При платном визите пациенты чаще записывались к врачам «узких» специальностей, чем при посещении по ОМС и ДМС. В среднем каждый четвертый респондент (27%) среди обратившихся к врачу хотя бы один раз за 12 месяцев оплачивал визит.
По оценкам Минздрава, дефицит врачей в системе государственного здравоохранения по состоянию на 2023 год оценивался в 29 тыс. и средних медработников в 63 тыс. человек.
Для закрепления кадров в отрасли планируется ввести обязательные отработки выпускников медицинских вузов и колледжей в организациях, которые работают в системе ОМС, и многомиллионные штрафы для отказавшихся. Депутаты готовы доработать законопроект с учетом запросов рынка труда на квалифицированные кадры и поступающих от профсообщества предложений, заявил «МВ» глава думского Комитета по охране здоровья Сергей Леонов.
Опрос: медработники стали реже перерабатывать
В последний год медсестры и врачи стали реже перерабатывать, следует из опроса портала Superjob.ru. В TOP5 профессий, лидирующих по частоте сверхурочной работы, входят курьеры, экономисты, менеджеры по логистике, маркетологи и фармацевты.
Только 31% медицинских сестер и 35% врачей не перерабатывают, следует из свежего опроса SuperJob. Эти показатели ниже, по сравнению с прошлым годом, когда о том, что им не приходится работать больше нормы сообщили только 25% медсестер и 26% врачей. В то же время врачи наравне с учителями остаются лидерами по количеству часов переработки по сравнению с другими профессиями.
Медсестры перерабатывают на 33% от нормы рабочего времени в месяц, врачи — на 38%. При этом нагрузка на представителей этих специальностей даже выросла по сравнению с прошлым годом. По данным прошлогоднего опроса, медсестры перерабатывали на 28% от нормы рабочего времени в месяц, а врачи — больше чем на треть (37%).
Таким образом, по уровню переработок медработники продолжают обгонять представителей большинства профессий, в том числе администраторов, продавцов, водителей, юристов, программистов, бухгалтеров и HR-менеджеров. В TOP5 профессий, лидирующих по распространенности переработок, входят курьеры, логисты, маркетологи, фармацевты и экономисты. О том, что ему не приходится перерабатывать, сообщал только каждый четвертый фармацевт (25%).
В целом по экономике 54% сотрудников, работающих на полную ставку, признались, что вынуждены трудиться сверхурочно. В среднем переработки увеличивают их рабочее время на четверть от нормы. Мужчины чаще женщин остаются на работе после окончания трудового дня (58 и 50% соответственно). Молодежь до 35 лет охотнее соглашается на переработки, но работает меньше, их дополнительные часы в месяц составляют в среднем 24% от нормы, в то время как у тех, кто старше, этот показатель достигает 28—29%. С повышением зарплаты растет и доля сотрудников, трудящихся за пределами норм рабочего времени: среди тех, чей доход составляет до 50 тыс. руб., таких 50%, а среди получающих от 100 тыс. руб. — уже 60%.
В опросе сервиса SuperJob приняли участие 3 тыс. представителей экономически активного населения из всех округов страны старше 18 лет, имеющих постоянную работу на полный рабочий день. Исследование проводилось 25 апреля — 27 мая 2025 года в 592 населенных пунктах во всех регионах РФ.
Каждый четвертый врач хочет уйти из медицины из-за переработок. Чаще всего о желании уйти из профессии говорили терапевты и анестезиологи-реаниматологи, писал «МВ». В рамках исследования медикам задали вопрос, принято ли в их организации работать больше чем на одну ставку: 33% врачей и 38% медсестер и медбратьев ответили, что в их учреждениях так трудятся больше 75% коллег. Основные причины такого решения — попытка увеличить доход (38%) и дефицит медицинского персонала (37%). В опросе приняли участие 2,1 тыс. медиков.
При этом в Минздраве с цифрами не согласились. По данным статистики ведомства, коэффициент совместительства по врачам составляет 1,3, по среднему медицинскому персоналу — 1,2, а «переработки, не предусмотренные Трудовым кодексом РФ, не допускаются».
Опрос: медработники стали реже перерабатывать » Медвестник
Тэги: