Главная | Новости | Актуальные вопросы творческой реабилитации в системе оказания психиатрической помощи. Новые возможности в терапии психических расстройств

Новости

Актуальные вопросы творческой реабилитации в системе оказания психиатрической помощи. Новые возможности в терапии психических расстройств


 

Конференция «Актуальные вопросы творческой реабилитации в системе оказания психиатрической помощи. Новые подходы к терапии психических расстройств»  является ключевой итоговой частью всего мероприятия фестиваля творчества учреждений психиатрического профиля «АРТ-ЭРА», который проводится 1 раз в 3 года (программа фестиваля).

Целью конференции является обобщение имеющегося в Санкт-Петербурге опыта  психиатрической реабилитации в целом и творческой реабилитации в частности.  В фокусе внимания оказываются такие вопросы, как: 1.возможности достижения нового уровня социального функционирования  на фоне современных подходов к психофармакологии, 2. работа полипрофессиональной бригады, в том числе с участием специалистов творческих специальностей, 3. развитие клинической арт-терапии,  как метода психологической коррекции на различных этапах лечебно-реабилитационного процесса,  4. возможности  социализации психиатрических пациентов через развитие субкультуры людей с ограниченными возможностями психического здоровья. 

 

 

Резолюция конференции «Актуальные вопросы творческой реабилитации в системе оказания психиатрической помощи. Новые возможности в терапии психических расстройств», проводимой в рамках Второго городского фестиваля творчества учреждений психоневрологического профиля

«АРТ-ЭРА», май 2012.

 

Участниками Второго городского фестиваля творчества учреждений психоневрологического профиля «АРТ-ЭРА» по регистрации стали 185 пациентов и 322 специалиста, среди которых  сотрудники психиатрических учреждений города, представители высшей школы, общественных организаций, работающих с психически больными и членами их семей, специалисты в области современного искусства. Наряду с петербургскими специалистами в работе Фестиваля приняли участие иногородние и зарубежные коллеги (Великобритания, Голландия, Италия).  

11 и 16 мая программа Фестиваля предусматривала творческие показы и  организацию выставки, в которых приняли участие 16 психиатрических учреждений, 35 студий  (в номинации: «театр» – 11, «музыка» – 6, «танец» - 2, «изобразительное искусство и декоративно-прикладное творчество» - 16.). Специальный гость Фестиваля – интегрированная театральная студия «Круг II», г. Москва.

21 мая состоялась научно-практическая конференция с пленарными и секционными докладами. Во все дни Фестиваля проводились мастер-классы по различным направлениям терапии искусством и творческой реабилитации, всего 14 (в том числе с одновременным участием специалистов и пациентов), круглые столы.

Проводилось анкетирование участников с помощью оригинальных опросников.

По итогам проведенных мероприятий выявлены потребности в развитии и структурировании работы по следующим направлениям:

 

I.       Общие организационные аспекты реабилитационной работы в системе оказания психиатрической помощи.

1.      Учесть положения резолюции при разработке предложений к стандартизации реабилитационной работы.

2.      Необходима разработка критериев отбора пациентов в реабилитационные программы.

3.      Необходима разработка научно-обоснованных критериев эффективности реабилитационных программ.

4.      Отмечена назревшая потребность в создании координационного методического центра по реабилитации на уровне города с выделением направления творческой реабилитации (все виды искусства). Цель: проведение научно-методической и исследовательской работы. В связи с этим предложено развитие секции клинической арт-терапии в рамках Российской Психотерапевтической Ассоциации.

5.      Отмечена необходимость формирования сообщества специалистов, работающих в психиатрической реабилитации, с усилением акцента на работе полипрофессиональной бригады, в которую необходимо, в том числе, включать специалистов, занятых в творческой реабилитации.

 

 

 II. Организационные аспекты реабилитационной работы творческими методами в учреждениях

     1. Отмечены заинтересованность и поддержка работы творческих направлений со стороны администрации учреждений.

     2. Выявлена проблема финансирования творческих направлений, требующих затрат на: музыкальные инструменты, материалы для художественного творчества, материалы и реквизит для театральных и танцевальных студий, на транспортные расходы, информационно-технические средства.

      3. Участие в Фестивале специалистами, занятыми в реабилитационной работе, отмечается как важное продолжение основной деятельности, но выявлены трудности в организации возможности участия специалистов во всех мероприятиях Фестиваля в связи со сложностью организации замены на рабочем месте на время мероприятий Фестиваля.

      4. Специалисты отмечают, что подготовка выступлений занимает от 2-х до 12-ти месяцев во внебольничных условиях. Специалисты психиатрических больниц на подготовку тратят  меньше времени («несколько репетиций»), отмечая, что большие сроки работы невозможны в условиях стационара, но возможны при организации «клуба выписанных пациентов».

 

     III. Подготовка специалистов

1. Выявлена потребность в разработке плана мероприятий по обмену опытом для специалистов, занятых в направлениях творческой реабилитации (мастер-классы). Возможная частота проводимых мероприятий: 1 раз в месяц. Предлагается проводить мастер-классы на базе разных учреждений (например, по месту работы ведущего мастер-класса). Возможно следующее разделение по видам мероприятий:

- терапия занятостью, кружковая работа, самодеятельность (для трудинструкторов, оциальных работников, медицинских сестер);

- психотерапевтическая работа (врачи-психиатры, врачи-психотерапевты, медицинские психологи).

2. Выявлена потребность и необходимость профессиональной подготовки специалистов как по профильному виду искусства, так и по специфике психиатрической реабилитации.

 

IV. Особенности творческой реабилитации

1. Работа специалистов в области творческой реабилитации определяется целями и задачами учреждения и существует в двух основных формах: 1) обеспечение занятости пациентов и их досуговой деятельности;  2) психотерапевтическая и  психокоррекционная работа с личностью пациента.

2. Существует проблема выбора критериев и оценки эффективности работы.

3. Работа в творческих студий учреждений психоневрологического профиля затрагивает общество в целом и должна освещаться в средствах массовой информации, при этом необходимо максимально корректное освещение проблем пациентов и позитивное отношение к показу их деятельности.

4. Существует серьезная проблема подготовки специалистов, в связи с отсутствием профессии, относящейся к сфере творческой реабилитации в психиатрии, но реальным наличием большого числа специалистов, занимающихся данным видом деятельности.

5. Творческие студии, работающие в творческих направлениях, в своем развитии проходят следующие этапы, различающие по приоритетным целям работы: 

      1) терапевтический (психокоррекция);

      2) реабилитационный (социализация, интеграция в общество);

      3) профессиональный («особое» искусство).

 

 

 V.  Терапевтический эффект

1.   Подготовка к Фестивалю и участие пациентов в творческих мероприятиях расценены специалистами как тренинг уверенного поведения, социальных навыков, эмпатии и поддержки членов группы, эмоциональности и др.

2. Зарубежными специалистами в области терапии искусствами из Великобритании, Голландии, Италии, посетившими отдельные мероприятия Фестиваля, отмечен терапевтический эффект в работе творческих направлений, а также возможность для дальнейшего развития каждого из направлений как в клиническом, так и в художественном аспектах.

      3. Специалисты, работающие в психитарических больницах, отмечают, что методы работы в стационаре отличаются от работы в психоневрологических диспансерах в связи со сложностью организации постоянного состава творческих групп пациентов, что требует отдельной разработки и внедрения краткосрочных подходов к творческой реабилитации.

4.Отмечена насущная необходимость развивать клинические подходы к лечению и реабилитации психических расстройств, в том числе, с использованием методов терапии искусствами и творческой реабилитации.

 

      VI. Социальное функционирование

1. Специалистами отмечен интересный и полезный опыт проведения мастер-классов с включением пациентов в качестве участников мастер-классов наряду со специалистами.

2. Выдвинуто предложение по организации просмотров творческих показов пациентами различных учреждений, что требует лояльности администрации в плане замещения специалистов на рабочих местах, выделение транспорта для подвоза пациентов-зрителей и специалистов.

3. Отмечена актуальность и необходимость развития работы с «выписанными пациентами», как преемственность в работе по творческой реабилитации, как вид волонтерского движения, и как одна из потенциальных возможностей «особой» профессионализации.

 

 

VII.  Особое искусство

1.Мнение членов консультационного совета, представляющих современное искусство (профессиональное и  «особое»), выразилось в том, что очевидна эстетическая /художественная ценность представленных творческих работ во всех номинациях.

2. Вместе с тем, отмечается необходимость выделения «особого» искусства в самостоятельную сферу, требующую специальной подготовки специалистов, участников-пациентов и зрителей.

3. . «Кто зритель?». Целевая аудитория творческих мероприятий Фестиваля определена следующими категориями:

- пациенты;

- семьи и друзья пациентов;

- актеры, режиссеры, хореографы, музыканты, художники (профессионального и  «особого» искусства)

      - специалисты, работающие в психиатрических учреждениях.

                                                                                             

 

 

   По направлению «Театр в системе творческой реабилитации»

1. Отмечено, что театральные работы, создаваемые людьми с психиатрическим опытом, могут быть признаны, по мнению консультационного совета, самостоятельным театральным направлением, представляющим интерес для развития театрального искусства в целом.

2. Важным является принципиальное различие актерских работ «особого» театра направленное на  лечение, от задачи развлекательности работы актеров в профессиональных театрах.

      3. На сегодняшний день выявлена проблема зрителя «особого» театра:

- необходимо пространство, где могли бы показываться работы «особых» театров, чтобы быть доступными для просмотра любым зрителем;

- необходимо создать сообщество специалистов, обсуждающих специфику и влияющих на развитие «особого» театра в Санкт-Петербурге;

- специалистам необходимо учитывать особенности актеров «особого» театра и отвечать за терапевтичность проводимой работы.

4.Работа методами психотерапии (драматерапия и психодрама) не является «особым» театром учреждений психоневрологических учреждений, т.к. не предполагает наличие зрителей и ставит, прежде всего, психотерапевтические, лечебные цели и задачи, но такая работа может быть использована специалистами как один из методов подготовки «особых» актеров к участию в спектакле.

 

  По направлению «Музыка в системе творческой реабилитации»

1.Музыкальная терапия является одним из направлений творческой реабилитации в системе оказания психиатрической помощи. Как метод творческой реабилитации музыкотерапия признана и существует в различных учреждениях в различных видах.

2.Остро стоит проблема  системной подготовки специалистов по музыкотерапии, в связи с тем, что требуется наличие музыкотерапевтической школы  и клинического образования и опыта. Только в этом случае можно говорить о музыкотерапии, как клинической практике.

3.Отмечена необходимость создания методического объединения  клинических музыкотерапевтов, поскольку данная область деятельности предполагает наличие специальных знаний.  В настоящее время специалисты сильно разобщены.

                                                                                                        

По направлению «Танец и движение в системе творческой реабилитации»

 

1. Движение, в том числе танцевальное, может быть эффективно включено в работу на разных этапах лечебно-реабилитационного процесса.

2.Было выявлено, что движением и танцем в психиатрической реабилтации занимаются специалисты с разным профильным образованием, а не только имеющие образование в области хореографии и танцевально-двигательной терапии.

3.Интерес к работе с движением и танцем, в том числе в ходе проведения мастер-классов, проявили специалисты в разных областях: врачи, психологи, социальные работники, деятели искусства, представители высшей школы.

4.Теоретических и обучающих мероприятий о включении движения и танца в реабилитации в психиатрических учреждениях оказалось  больше, чем участников творческих показов Фестиваля.

 

 

 

 

По направлению «Изобразительное искусство и декоративно-прикладное творчество в системе творческой реабилитации»

1.Был выявлен большой интерес специалистов к обучению по арт-терапии и клиническим аспектам применения изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества. Вместе с тем, отмечен большой интерес к возможности применения техник декоративно-прикладного творчества не только в клинической практике, но и как к средству занятости, интересному хобби и для пациентов, и для специалистов.

2.На выставке творческих работ было представлено больше 20 различных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства, что свидетельствует о большом творческом потенциале специалистов, занятых в области творческой реабилитации.

3.Были представлены не только индивидуальные, но и групповые творческие работы, дающие возможность каждому пациенту сделать посильный вклад в работу и реализовать свой творческий потенциал. 

4.Вместе с тем, отметим, что представленные для выставки работы носили ярко выраженный эстетический характер, что отражает направленность работы специалистов не на «особые», а на эстетически-приемлемые критерии принятия данного вида деятельности.

 

По направлению «Новые организационные и творческие формы реабилитационной работы»

1.Отмечено, что российские специалисты активно сотрудничают с иностранными коллегами, перенимая у них и адаптируя к российским условиям различные формы реабилитационной работы: идеи независимого проживания, групп «равный-равному», клуба выписанных пациентов и другие, включая в их работу и идеи творческой реабилитации разными видами искусства и творчества.

2.Новые творческие формы реабилитационной работы развиваются параллельно с развитием технического прогресса и распространением технических и информационных средств, что требует немалых материальных затрат, а также соответствующей технической подготовки специалистов, занятых в этой сфере и притока молодых специалистов, владеющих информационными технологиями на высоком профессиональном уровне.

3.Вместе с тем, таким специалистам особенно необходимо образование в области специфики психиатрической реабилитации.

 

 

 

                                                                                                                       Оргкомитет



Тэги:

реабилитация (56) творческая реабилитация (4) фестиваль (9) Санкт-Петербург (2)


Чтобы увидеть комментарии Вы должны зарегистрироваться как специалист