Главная | Новости | О второй международной конференции молодых психиатров в PortoHeli (Греция)

Новости

О второй международной конференции молодых психиатров в PortoHeli (Греция)


 

А.В.Павличенко, А.С.Генно, А.Н.Золотова

14-16 сентября 2012 года в небольшом курортном городе Porto Heli (Греция) под эгидой Греческой  психиатрической ассоциации (президент – John Giousepas)  прошла 2 международная конференция молодых психиатров «Новые  возможности  и роль психиатрических ассоциаций в образовательном процессе»,  организованная греческим обществом  молодых психиатров (президент -   AсhilleasOikonomou).   В конференции приняли участие молодые коллеги из Греции,  России, Сербии, Боснии и Герцеговины, Словении, Португалии, Франции и Великобритании.  Кроме того, ведущие греческие специалисты в области психического здоровья выступили в качестве сопредседателей  и дискутантов на всех симпозиумах.

Во вступительном слове один из ведущих греческих психиатров профессор George Christodolouприветствовал молодых коллег  и прочитал лекцию об истории  образования греческой психиатрической ассоциации,  ее современной структуре  и роли в обучении специальности.

Представители стран-участниц  представили доклады, посвященные особенностям обучения психиатрии в их странах  и проблемах, с которыми сталкиваются молодые специалисты. Резюмируя их выступления, можно сделать вывод, что, в целом,  длительность и программа обучения по психиатрии совпадают в разных странах Европейского Союза. В большинстве европейских  государств  период последипломной подготовки специалиста длится пять лет. Каждый   психиатр-стажер (resident, trainee) имеет личного  педагога (supervisor) из  числа старших коллег (не более двух стажеров на одного педагога)  и проходит обучения в  различных отделениях психиатрических  больниц, а также в амбулаторной сети. Также обязательна подготовка по  смежным специальностям (неврология, терапия). Обязательное выполнение в ходе  обучения научного исследования в большинстве стран Европы, в отличие от США, не предусмотрено.  Несмотря на то, что базовый курс по  психотерапии включен в общую систему подготовки  врачей-психиатров,  для работы  психотерапевтом нужно пройти дополнительное  обучение, которое длится еще от  двух до пяти лет (в зависимости от страны). Детская психиатрия в большинстве стран Европы  выделена в отдельную специальность, и для работы детским психиатром после базового пятилетнего образования нужно  проучиться еще два года. Таким образом, большинство европейских врачей  получают сертификат специалиста в возрасте 32-35 лет.   В течение всего периода обучения врач-стажер получает фиксированную заработную плату (В Сербии она составляет около 800 Евро, в Португалии – 1400 Евро в месяц), причем она существенно не отличается от заработной платы дипломированного  специалиста. В ходе общения  с коллегами создалось впечатление, что большинство европейских  психиатров после окончания   обучения предпочитают заниматься  частной практикой и открывать частные кабинеты, и крайне неохотно идут работать в систему государственного здравоохранения.

К национальным особенностям подготовки в области психиатрии  можно отнести то, что во Франции программа и итоговый  экзамен  по специальности могут существенно  отличаться  в разных регионах и даже городах, хотя полученный диплом специалиста действует по всей стане. Прозвучало мнение о том, что это может быть связано с большим количеством различных психиатрических обществ в этой стране (более 20) и сохраняющимися между ними разногласиями.   Среди врачей, обучающихся психиатрии в Португалии, существует большой запрос  проходит часть обучения в других европейских странах и многие из них  пользуются этой возможностью. В Греции обучения по специальности проходит преимущественно в больших городах (Афины, Салоники) и молодые врачи крайне неохотно едут потом в отдаленные районы.

Будущий президент (President-Elect) Европейской ассоциации молодых врачей, обучающихся психиатрии (EFPT),   доктор Marisa Dias Casanova  из Великобритании познакомила слушателей с историей   формирования и развития  этой организации с момента  возникновения в 1993 году и до наших дней. В частности, она  отметила,  что в  1998 г.  ассоциация  превратилась в федерацию, а в 2001 г. EFPTстала регулярным членом  Европейского Союза Медицинских работников (UEMS). В настоящее времяEFPT включает в себя несколько рабочих групп и научных секций. Ежегодно проводятся Генеральные Ассамблеи, в которых участвуют делегаты из большинства стран Европы (в настоящее время в ней состоит около 40 членов).  Были сделаны выводы о важности формирования различного рода ассоциаций, тематических конференций, последипломных образовательных программ, формирования международных связей, что  может являться дополнительным источником мотивации молодых специалистов для личностного роста. В заключении докладчица подчеркнула,  что ежегодно к  EFPTприсоединяются новые члены, а у молодых психиатров из европейских стран есть все  большая потребность в сотрудничестве в рамках совместных научных и образовательных проектов. Были представлены результаты таких проектов, во многих из которых принимали участие представители СМУ РОП (Мария Орлова и др.).

Доктор Athanasios Kanellopoulos (Греции) подробно остановился на инициативах психиатрической секции  Европейского союза медицинских работников (UEMS) о реформировании учебных программ и о важности внедрения системы непрерывного медицинского образования (CME) во всех странах Европейского Региона.

Заместитель председателя СМУ РОП доктор Алексей Павличенко представил совместный доклад (А.В.Павличенко, А.Н.Золотова, И.А.Мартынихин) под названием «Psychiatric training in Russia: challenges and perspectives». Он  познакомил слушателей со спецификой подготовки врачей-психиатров в России, основными проблемами  ординаторов  и педагогов высшей школы, а также подчеркнул важность расширение участие РОП в образовательном процессе. Зарубежных коллег больше всего удивила длительность обучения психиатрии в нашей стране  (1-2 года). В качестве пожеланий  прозвучали предложения  обязательно ввести в систему образования будущих психиатров цикла  по психотерапии и усилить  обучение в области   амбулаторной психиатрии.

 В заключении следует отметить, что конференция проходила в теплой и дружественной обстановке.  В первый день специально для зарубежных гостей греческие коллеги организовали  экскурсию в афинский Акрополь, а также приветственный ужин в  живописном ресторане  на берегу моря. В предпоследний вечер состоялась традиционная для подобных мероприятий национальная вечеринка (National party), в ходе которой представители разных европейских стран рассказывали о своих  напитках и закусках,  исполнялись традиционные песни и танцы. 



Тэги:

СМУ (53) РОП (66) преподавание психиатрии (1) подготовка специалистов (3)


Чтобы увидеть комментарии Вы должны зарегистрироваться как специалист