Главная | Новости | О "псевдопрофилактике" наркомании

Новости

О "псевдопрофилактике" наркомании


 

С критикой сложившейся системы профилактики наркомании на заседании Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, 2 декабря 2013 года выступил директор ФСКН РФ В.П.Иванов.

Полный текст выступления на сайте ФСКН

По мнению главы ФСКН  "главными профилактическими или превентивными мерами" будет "«вырывание» наркопреступников-потребителей" из их среды и "их направление на программы реабилитации и ресоциализации с последующим полноценным возвратом в социум значительной доли реабилитируемых."

Далее, оценивая сложившуюся ситуацию с профилактикой употребления наркотиков он заявил:

"Государственный подход требует от всех нас определять проблему организации профилактики по существу, уходя от сложившихся стереотипов и комфортных для отдельных чиновников и организаций гражданского общества решений.
Иначе мы вместо того, чтобы заниматься реальной профилактикой, основные силы и бюджетные средства будет направлять мимо цели, а нередко и на очевидную имитацию профилактики и даже спекуляцию на проблеме наркотиков.
К сожалению, массовая устоявшаяся активность в сфере профилактики в подавляющем большинстве случаев сводится к увлечению яркими разовыми мероприятиями, - концертами, раздачей маек с грозными лозунгами, телемарафонами, - то есть того, что называется пиаром.
Однако практически вся пропаганда идёт мимо тех, кто ещё не попал в сети наркомафии. Нередко, кстати, ещё и разжигает любопытство и желание попробовать «запретный плод».
Пропаганда идёт мимо и уже потребляющих наркотики. Сложно представить как лекцией или видеороликом вытащить человека из бездны наркопотребления.

То есть в таких псевдопрофилактических системах всем хорошо.
Государство и общество изо всех сил изображают борьбу с наркоманами. Школьники, студенты и, тем более, наркопотребители получают  удовольствие от такой заботы, которая беззубая и ничего реально ни от кого не требует, никого не понуждает.
Коллеги, пришла пора переходить всем к подлинной работе, тяжёлой индустрии по «выниманию» наркопотребителей из наркосоциума и возвращению их в подлинный социум. И здесь необходимо сражаться за каждого наркопотребителя, в том числе ещё и не т.н. больного, мотивировать и направлять на реабилитацию.

Другим видом отвлекающей и малополезной профилактики является тестирование на наркотики, которое всего за два последних года приобрело характер буквально повальной эпидемии.
Как я уже неоднократно подчёркивал, сплошное тестирование является не только колоссальной тратой денег, но и идеальным способом уйти от реальной деятельности в область производства фиктивно-демонстративного продукта, проще – показухи, или примитивной имитации и симуляции реальной деятельности!

Даже если представить, что тестирование эффективно выявляет наркопотребителей – а это крайне сомнительно, тем более, что никто не имеет права согласно законодательству РФ принуждать молодого человека проходить тестирование – но даже если наркоманы выявляются, то кто будет работать с ними? И здесь опять первичной является именно качественная национальная система социальной реабилитации, а не само выявление.


Ещё более опасной является ментальная установка на то, что технологическое тестирование решит проблему вместо постоянно живущих рядом с наркопотребителем семьи, родителей, классных руководителей, участковых МВД или участковых социальных служб.
Но тогда зачем все службы и сама семья, товарищи по двору и школе, сами школа и вуз, если они не в состоянии различить, что с их сыном, другом, соседом, подопечным, жителем подконтрольного подъезда или дома стало происходить что-то ненормальное?..


Поэтому лучшая профилактика – это правильно организованная национальная система немедицинской реабилитации, что и спроектировано на данный момент во исполнение поручения Президента Российской Федерации в подготовленном ФСКН России совместно с Минздравом и другими федеральными органами исполнительной власти проекте Государственной межведомственной программы «Комплексная реабилитация и ресоциализация потребителей наркотических средств и психотропных веществ».


К сожалению, разработанная госпрограмма до сих пор не получила решения по финансированию, поскольку Минфин России утверждает, что в стране нет денег на реабилитацию – то есть средств на фундаментальную для страны проблему нет, а проблема 8 млн наркопотребителей, как впрочем и почти 30 млн их близких и родственников, остаётся вне сферы деятельности официальной власти.
Фактически перед нами отказ государства администрировать – то есть решать - проблему наркомании.
Это неправильно и требует срочного исправления.

Предстоит осуществить систематизацию и кодификацию всего действующего законодательства, имея в виду гармонизацию правового обеспечения исключительно важного направления работы в обществе с наркопотребителями с целью коррекции их социального поведения. Для этого предстоит ввести в национальное правовое пространство понятия комплексной и социальной реабилитации, ресоциализации, постреабилитационного патроната и другие, а также задать базовые схемы реабилитации и ресоциализации для всех ключевых групп наркопотребителей.

Помимо того, что в законодательстве отсутствует установочное введение понятие социальной и комплексной реабилитации, абсолютно неадекватны и буквально все основные понятия в сфере профилактики.

 

Приведу только один пример.
Так, в последних законодательных актах вводится понятие «больной наркоманией» - то есть человек, которому поставлен диагноз по результатам медицинского осмотра. Значит, его надо лечить.
А те наркопотребители, которые не дошли до медицинских учреждений, а таковых абсолютное большинство - свыше 7 миллионов, стало быть, внимания со стороны государства не заслуживают.
При этом эффективность изолированного медицинского этапа освобождения от наркомании практически равняется нулю.
Таким образом, мы законодательно исходно приговариваем наркопотребителей к вечной наркомании.
Законодательное закрепление в сфере антинаркотической политики понятия «больной наркоманией» нивелирует и игнорирует другие аспекты, связанные с наркотизацией - правовые, социальные, которые сопутствуют наркопотреблению.
Из этого можно сделать вывод о том, что, по мнению инициаторов закона, заниматься и «лечить» наркопотребителя необходимо только тогда, когда есть диагноз, по крайней мере за деньги государства. А если нет болезни, то ничего делать не надо, нет прецедента. Нужно заниматься псевдопрофилактикой – то есть всё тем же тестированием и пиар-акциями.


Более того, из этого поля автоматически выпадают наркопотребители, которые выявлены в единичном или эпизодическом потреблении, но не являются «больными».
К примеру, 150 тысяч ежегодно выявляемых полицией потребителей, которые слоняются в обществе, ездят на автомашинах, ходят на дискотеки, болтаются по улицам, но российской медицине их имена неизвестны и под действие никаких программ они сегодня не подпадают. Единственная программа, которая работает – это административные штрафы и привлечение к уголовной ответственности. А таких наказанных в стране – единовременно до полумиллиона.
147 тысяч отбывают срок в местах лишения свободы, 113 тысяч осуждены условно, 150 тысяч административно оштрафованны – и это только ежегодно.
Таким образом, очевидно, что в условиях отсутствия реабилитационных программ, проблема решается исключительно карательными методами и это носит характер объективной заданности в условиях отсутствия реабилитационных программ.
В связи с этим нынешнее законодательство представляет интересы только наркологических клиник, государственных и негосударственных, при этом не учитываются интересы других НКО, которые занимаются длительной социально-психологической реабилитацией и ресоциализацией.

По сути нам предстоит кардинально переработать главный антинаркотический федеральный закон, устанавливающий правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности - от 8 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».
Данный основополагающий для сферы борьбы с наркоманией  закон принят 15 лет назад, за эти годы в него внесено 23 поправки, и неудивительно, что на данный момент он уже не отвечает реалиям сегодняшних требований к антинаркотической деятельности Российской Федерации.

Достаточно указать на то, что три года назад - в июне 2010 года - указом Президента Российской Федерации была утверждена стратегия государственной антинаркотической политики до 2020 года, полностью обновившая ключевые установки верховной власти.
Существуют два пути систематизации антинаркотического законодательства.
Первый путь связан с консолидацией множества нормативных правовых актов в один укрупненный закон.
В этом направлении представляется необходимым переработать действующий Закон, который должен пополниться новым понятийным аппаратом, а также главами, значимым для достижения целей, определенных статьей 4, в которой  прописаны основные принципы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту. Кроме того, с учетом международного опыта и Указа Президента Российской Федерации № 690 от 9 июня 2010 года «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года», назрела необходимость при принятии новой редакции 3-ФЗ закона изменить его наименование, которое могло бы, к примеру, звучать следующим образом: «Об антинаркотической деятельности в Российской Федерации».

Второй путь наиболее сложный путь – это кодификация, то есть систематизация действующего законодательства, направленная на упорядочивание юридических норм в процессе правотворчества. В процессе кодификации нормы перерабатываются, отменяется устаревший правовой материал, а также устраняются противоречия в нормах, результатом чего является единый, цельный, согласованный акт - кодекс (Лесной, Воздушный, Таможенный и т.д.). Считается, что кодификация как один из видов систематизации действующего законодательства наиболее перспективна применительно к нормативно-правовой базе Российской Федерации."

 



Тэги:

реабилитация (45) госдума (11) ФСКН (2) профилактика наркоманий (2)


Чтобы увидеть комментарии Вы должны зарегистрироваться как специалист