Главная | Новости | Резолюция рабочего совещания по судебной психиатрии

Новости

Резолюция рабочего совещания по судебной психиатрии


 

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ, КЛИНИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
ОБЩЕЙ ПСИХИАТРИИ,
СУДЕБНО-ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

(1-2 апреля 2013 года, Санкт-Петербург)

 

1-2 апреля 2013 года в Санкт-Петербурге состоялась научно-практическая конференция «Организационно-правовые, клинико-диагностические вопросы общей психиатрии, судебно-психиатрической экспертизы». Ее организаторами явились Российское общество психиатров, Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева, Бехтеревское общество психиатров Санкт-Петербурга, Комитет по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургская городская психиатрическая больница №6. Конференция была посвящена современным аспектам диагностики и лечения психических расстройств, а также проблемам организации и производства судебно-психиатрической экспертизы в свете законодательных новаций, в том числе экспертизы дееспособности. В работе конференции приняли участие болee 160 специалистов из 55  регионов Российской Федерации.

В ходе конференции состоялось Рабочее совещание по судебной психиатрии, посвященное вопросам организации судебно-психиатрической службы в свете законодательных новаций. Выступили с докладами   и сообщениями специалисты 10 регионов, а  также представители Независимой  ассоциации психиатров.

Вступление в силу Федерального закона «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса РФ» ознаменовало введение беспрецедентной для отечественного законодательства и судебно-психиатрической практики правовой категории «ограниченной дееспособности вследствие психического расстройства». Внедрение данной категории в практическую деятельность требует безотлагательных мероприятий по разработке методологических подходов к дифференцированной экспертной оценке лиц с психическими расстройствами с содержательным раскрытием нового юридического критерия («способность понимать значение своих действий или руководить ими лишь при помощи других лиц»). Вместе с тем, совещание отмечает, что  подобная формулировка ограниченной недееспособности не дает экспертам  необходимых критериев дифференцированной оценки дееспособности, и  не отвечает целям введения нового понятия: соразмерности гражданско-правовых последствий степени фактического снижения социальных функций.  

Анализ существующих проблем, возникающих при  производстве экспертизы по делам о признании лица недееспособным  показывает необходимость дальнейшей научной разработки клинических вариантов дефицитарных состояний при  шизофрении  с  точки зрения их экспертной оценки, необходимость  разработки критериев комплексного подхода к оценке уровня социального функционирования подэкспертного, решение вопроса о целесообразности привлечения социальной службы (органов опеки и попечительства) для получения объективных сведений о социальном статусе лица. Совещание отмечает, что  новая редакция статей   ГК РФ, определяющих категорию ограниченно дееспособных, не содержит критериев дифференцированной оценки дееспособности, и  не отвечает целям введения нового понятия: соразмерности гражданско-правовых последствий степени фактического снижения социальных функций.  

Особое внимание Рабочего совещания было уделено ходу выполнения поручения Президента РФ от 03.02.2012 № Пр-267, предусматривавшее подготовку   предложений   о   внесении   в   законодательство    Российской Федерации изменений, «устанавливающих профессиональные и квалификационные требования к лицам, осуществляющим производство судебной экспертизы вне государственных судебно-экспертных учреждений, а также меры государственного контроля (надзора) за деятельностью указанных лиц». Одновременно данным Поручением подразумевается принятие мер по обеспечению производства судебно-психиатрических экспертиз исключительно в медицинских учреждениях и подразделениях, относящихся к ведению федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения. Осуществление столь радикальной реформы судебно-психиатрической службы требует предварительной оценки организационных, кадровых и финансово-экономических рисков, учет которых будет способствовать выработке оптимальных условий передачи полномочий по производству судебно-психиатрических экспертиз на федеральный уровень.  В настоящее время особую актуальность имеют вопросы создания  т.н. «модели экспертного учреждения» с расчетом необходимого числа экспертных коек ( стражных, нестражных отделений) на 10 000 населения, штатов экспертов в зависимости от объемов экспертной деятельности с учетом частоты назначения судебно-психиатрических экспертиз, криминогенной обстановки в регионе.  Особую озабоченность вызывает закрытие стражных экспертных отделений в ряде регионов, неравномерная нагрузка на экспертные койки,  на экспертов  в  различных регионах.

Рабочее совещание повторно обращает внимание на нерешенность в законодательном порядке вопроса охраны отделений судебно-психиатрической экспертизы для лиц, содержащихся под стражей.

Вступление в силу в ближайшее время новой редакции ФЗ « Об экспертной деятельности в РФ»  требует незамедлительной разработки  Федерального     закона     «О     судебно-медицинской     и     судебно-психиатрической экспертизе в Российской Федерации». Промедление  подготовки этого законодательного акта может привести к дезорганизации работы службы судебно-психиатрической экспертизы.

Рабочее совещание выразило озабоченность намечающейся практикой назначения судебно-психиатрических и смежных с ним экспертных исследований на этапе до возбуждения уголовного дела, что стало возможным после внесения изменений в ст. 144 УПК РФ. Предпринимаются попытки назначения судебно-психиатрических экспертиз в отношении живых лиц, чей процессуальный статус не определен, возникает риск подмены подобными исследованиями чисто юридических вопросов, принятия необоснованных экспертных решений в условиях явной недостаточности объектов исследования, неоправданному дублированию уже проведенных исследований после возбуждения уголовного дела. Все это ведет к необходимости выработки четкой позиции по отношению к такому виду судебно-психиатрических экспертиз и обоснованных критериев их принятия к производству.

 

 

РЕЗОЛЮЦИЯ

Рабочего совещания по судебной психиатрии

Современное развитие судебно-психиатрической службы требует координации усилий по осуществлению целого ряда мероприятий, связанных с изменением организационно-правовой базы судебно-психиатрической экспертизы и введением новых правовых категорий, определяющих предмет

судебно-психиатрических экспертных исследований. Состоявшиеся и планируемые законодательные реформы требуют решения многочисленных задач, к первоочередным из которых относятся следующие:

  1. Просить МЗ РФ ускорить утверждение Порядка проведения судебно-психиатрических экспертиз, подразумевающего внедрение современных правил организации деятельности экспертных подразделений, их новых штатных нормативов и стандартов оснащения.
     
  2. Просить МЗ РФ создать межведомственную группу для разработки Федерального закона «О судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертизе в Российской Федерации».
     
  3. С учетом необходимости реорганизации службы судебно-психиатрической экспертизы, особой социальной значимости задач, требующих оперативного решения в свете законодательных новаций, просить МЗ РФ о восстановлении института главного внештатного судебно-психиатрического эксперта Министерства здравоохранения России.
     
  4. Просить ФГБУ «ГНЦ ССП им.В.П.Сербского»:
    1. Для более полного раскрытия содержания новых понятий, введенных в ГК РФ с сфере ограничения дееспособности, необходимо получить разъяснения и комментарии для единообразного толкования и применения этих понятий как судебно-психиатрической экспертной службой, судами общей юрисдикции, так и органами опеки. С этой целью необходимо подготовить и направить соответствующие материалы в Верховный Суд, Правовое Управление Администрации Президента РФ, Минюст РФ.
       
    2. Подготовить методические материалы, содержащие представления о методологических и методических подходах к решению данной экспертной задачи, критериях экспертной оценки с учетом разработанных в настоящее время типологии дефектных состояний при шизофрении, клинических вариантов деменции, а также используемых комплексных оценочных шкал социальной адаптации.
       
    3. Подготовить информационное письмо о правомерности производства судебно-психиатрических экспертиз на этапе до возбуждения уголовного дела и условиях, при которых такие экспертные исследования допустимы.
       
    4. Рассмотреть на межведомственном совещании вопросы правоприменения ст. 107 УПК РФ в части условий производства стационарных экспертиз лицам, которым определена мера пресечения «домашний арест»
       
  5. ФГБУ «ГНЦ ССП им.В.П.Сербского», Правлению РОП
    1. Рассмотреть возможность создания рабочей группы с привлечением специалистов экспертов регионов, психологов, специалистов по социальной работе, юристов для разработки предложений по реализации положений ГК РФ, предусматривающих введение ограниченной дееспособности в связи с психическим расстройством.
       
    2. Привлечь рабочую группу, состоящую из специалистов экспертов различных субъектов РФ, к вопросам разработки оптимальной модели экспертного учреждения с учетом структуры, численности населения, потребности в проведении различных видов судебно-психиатрических экспертиз, и т.д.
       
    3. Подготовить и направить повторно в МЗ РФ и Минюст РФ ходатайство о безотлагательном решении в законодательном порядке вопроса охраны отделений судебно-психиатрической экспертизы для лиц, содержащихся под стражей.



Тэги:

судебная психиатрия (16) судебно-психиатрическая экспертиза (19)


Чтобы увидеть комментарии Вы должны зарегистрироваться как специалист